Математическое моделирование тепловых процессов в двигателях внутреннего сгорания: Курс лекций (Эволюция учения о теплообмене в ДВС от Нуссельта до наших дней. Основные показатели эффективности циклов тепловых двигателей), страница 10

При достижении давления сжатия P2 смесь воспламеняется. Процесс сгорания протекает за очень короткий промежуток времени, в течение которого поршень не успевает переместиться. Поэтому процесс сгорания можно считать изохорным, в котором за счет выделения тепла давление повышается до Р3. Под действием этого давления поршень перемещается вниз, совершая рабочий ход. Процесс расширения продолжается до давления Р4, при котором открывается клапан выпуска и продукты сгорания выбрасываются в атмосферу, а давление уменьшается до P5. Затем поршень перемещается вверх, выталкивая из цилиндра продукты сгорания (прямая 5-в). Далее цикл повторяется.       Некоторое превышение давления в цилиндре над атмосферным в процессе в начале процесса b-a необходимы для того, чтобы преодолеть гидравлическое сопротивление клапана.

Термодинамический анализ цикла удобнее проводить не на индикаторной диаграмме, а рассматривая идеализированный цикл, построенный для одной единицы веса рабочего тела.

Идеализация заключается в замыкании цикла, так как реальный цикл является разомкнутым - для осуществления рабочего процесса каждый раз забирается новая порция воздуха и смеси. Считая, что количество топлива в смеси пренебрежимо мало по сравнению с количеством воздуха, будем считать, что рабочим телом является только воздух. Реальные процессы выхлопа и всасывания новой порции воздуха мокно заменить процессом охлаждения воздуха при постоянном объеме и понижении давления от Р4 до Р1. Изохорный процесс нагрева смеси 2-3 можно заменить процессом нагрева воздуха от внешнего горячего источника через стенки цилиндра.

Процессы сжатия (1-2) и расширения (3-4) протекают достаточно быстро, поэтому теплообменом рабочего тела со стенками цилиндра можно пренебречь и считать их адиабатическими. Идеализированный таким образом цикл показан на рис. 4.4, который состоит из двух адиабат и двух изохор. Подвод теплоты q1 от внешнего горячего источника осуществляется в процессе 2-3, а отвод теплоты q2 к холодному источнику - в процессе 4-1.

Рис. 4.4.  Идеализированный цикл ДВС с подводом теплоты при V=const.

Определим термический КПД цикла. Количество теплоты q1 в изохорном процессе (2-3)

,                                                (4.1)

где CV – теплоемкость газа в процессе при V=const.

Количество отводимой теплоты  qв процессе 4-1

                                                (4.2)

Термический КПД

.                                        (4.3)

Если СV=const, то КПД можно представить в виде

.                                        (4.4)

Используя уравнение адиабаты для процесса 1-2, можно получить

.                                                        (4.5)

Величина  называется степенью сжатия и обозначается e. Тогда

 .                                                              (4.6)

Запишем уравнения адиабат 1-2 и 3-4

;                                           (4.7)

после почленного деления, учитывая что и  получаем    

 или                                                               (4.8)

С учетом выражения (4.8), выражение (4.6) и уравнение (4.4) можно представить в виде

 .                                                  (4.9)

Термический КПД цикла с подводом тепла V=const зависит только от степени сжатия, причем,чем больше e , тем выше КПД. Так для воздуха при e=4,  = 0.38, а при e=10 =0.55.

С этой точки зрения увеличение общей степени сжатия можно осуществить до двигателя в специальном компрессоре и увеличить термический КПД. Этот вывод справедлив для всех ДВС.

Реально в карбюраторных двигателях степень сжатия не превышает 12, так как при больших значениях происходит самовоспламенение смеси. Этот-процесс носит детонационный характер и приводит к разрушению конструкции двигателя. Каждый вид топлива имеет свои антидетонационные свойства, характеризующиеся октановым числом.