Изучение Символа веры. Духовно-нравственное значение учения о единстве Божием. Учение о Боге как о Творце

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

КАТЕХИЗИС

1993-1994 гг.

Самый существенный раздел катехизиса - это изучение Символа веры. О том, что такое вера, вам уже на предыдущих лекциях должны были говорить, а вот о том, что такое Символ веры, нужно поговорить подробнее.

Само слово "символ" происходит от греческого глагола "сюмбалло", что на русский язык переводится как "соединяю", "содержу вместе". В древности под символом разумелся некоторый небольшой предмет - например, монета, медальон или нечто такое, что можно обозначить словом "сувенир". И вот когда два грека, близкие друг другу люди, вынуждены были на длительное время расстаться, то они брали подобного рода предмет, разделяли его по некоторой сложной траектории, и каждый брал с собой половину этого символа. Когда один грек должен был сообщить что-то другому, то он призывал раба или слугу, вручал ему половину символа и отправлял в путь. И когда тот приходил по назначению, второй грек вынимал свою половину символа, и если половины друг к другу подходили, можно было верить, что этот слуга есть тот, за кого он себя выдает, и его словам можно доверять. То есть символ служил своего рода некоторым паролем. В дальнейшем, конечно, возникли более глубокие, более сложные представления о том, что такое символика, что такое символ. Но для всех этих представлений было характерно нечто общее, одна общая черта: понимание символа как объединяющего и соединяющего начала.

Что касается нашего Никеоцареградского Символа православной веры, то его объединяющее начало лучше всего проявляется через его место в структуре православного богослужения. Мы знаем, что Символ веры используется, во-первых, в чине крещения, точнее, в чине оглашения, когда оглашенный или крещаемый перед тем, как сочетаться Христу, трижды исповедует Символ веры, а также в чине Божественной литургии, в чине литургии верных, перед началом евхаристического канона, когда дьякон возглашает: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы", а потом "Двери, двери...", и уже после этого все присутствующие поют Символ веры.  В первом случае мы видим, что человек через Символ веры соединяется со Христом, а во втором случае уже община верных соединяется вокруг Христа как своего главы, в единстве веры и в единомыслии. Именно это исповедание "единеми усты и единым сердцем" является условием участия в Евхаристии, условием совершения литургии. Мы видим, что здесь проявляется объединяющее и соединяющее начало Символа.

Обычно в повседневной жизни мы не задумываемся, какую большую роль играют символика и символ в нашей жизни (в данном случае мы употребляем слово "символ" в самом широком смысле, не делая строгого различия между символом и знаком). Например, многие мыслители считают, что познавать вообще значит символизировать. Действительно, что такое всепознание человека? Это создание некоторых символических или знаковых систем, отношения между которыми воспроизводят и являют нам отношения, которые имеют место между вещами объективного мира. С другой стороны, такая сфера, как межличностное общение. Действительно, никакую информацию от одного человека к другому непосредственно передать невозможно. Мы нуждаемся для этого в некоторых символах: звуках, буквах, жестах, иероглифах, словах и т.п. Причем чем более тонка та реальность, о которой мы пытаемся что-то сказать или которую мы хотим познать, тем более символичным должен быть наш язык, тем глубже, можно сказать, изощреннее, должны быть наши символы. Не случайно многие умные люди полагают, что образный символический язык поэзии, живописи, музыки позволяет проникнуть в сущность вещей значительно глубже, нежели строгие научные методы.

Тем более это справедливо, когда речь идет о реальности духовного порядка. В библейском образе мысли, который, безусловно, разделялся и Отцами Церкви, символ всегда понимался как некоторая часть этого мира, которая в силу своей причастности миру духовному способна эту духовную реальность нам являть и к ней приобщать.

1

И действительно, если мы посмотрим на наш Никеоцареградский Символ серы, то мы увидим, что он представляет собой набор очень ярких символических картин и что по своему жанру он гораздо ближе к поэтическому произведению, нежели к какому-то философскому или богословскому трактату. Об этом свидетельствует хотя бы то, что за литургией мы Символ обычно поем. Естественно, что петь, скажем, "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина или "Сумму теологий" Фомы Аквинского никому бы, наверное, в голову не пришло.

Для очень многих людей Символ веры - это первая, а быть может, к сожалению, и единственная в жизни встреча с православным вероучением. Поэтому, конечно, Символ веры должен быть доступен для всех. С другой стороны, и цель Символа не в передачи информации, не в том состоит назначение его, чтобы сообщить человеку некоторую сумму знаний о Боге, - точнее, не только в этом. Значение Символа - в том, чтобы возвысить душу человека, его ум и сердце

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Катехизис
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
573 Kb
Скачали:
0