Методика преподавания курса по предмету «Катехизис» («Основы Православия», в рамках предмета «Введение в Богословие»)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 


Методика преподавания курса

по предмету

«Катехизис»

(«Основы Православия»,

в рамках предмета «Введение в Богословие»).

Москва

2007 г.


Методика и особенности преподавания.

Цель бесед должна быть не в том, чтобы дать ответы на все вопросы жизни и дать много знаний (хотя и это важно), а обозначить наиболее важные ориентиры, направления, для правильной духовной жизни христианина. Ибо к Богу мы становимся ближе не суммой знаний и доказательств о Его существовании, но по мере очищения от страстей. Так, например, диавол имеет тысячелетний опыт и огромные знания о Боге и мире, можно сказать, является лучшим «богословом», но все более удаляется от Бога в своем ожесточении и ненависти, не имея самого главного покаяния, смирения и любви.

В принципы изложения материала закладывались мысли, побуждающие слушающих посмотреть и оценить себя в свете Священного Предания (святоотеческого наследия) и Священного Писания, что обеспечивает возможность давать ответы на вопросы из назиданий святых отцов. Познание без очищения души не поможет образованию, а еще более усугубит греховное состояние человека. Ключ к правильному воцерковлению это «привитие» к Божественной любви, т. е. правильной духовной жизни. Ведь известно, кого человек полюбит (Бога, Церковь, святых), о том он больше захочет узнать и последовать их советам. Знания, как богатства, если за ними погнаться безрассудно, то они могут привести нас к погибели. Спаситель же говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6.33). Безблагодатные же знания, без очищения своей души от грехов и страстей приводят человека в состояние печали и даже отчаяния (скорби), как отмечает Екклесиаст: "потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл.1.18).

В беседах необходимо помнить, что сам рассказчик не является носителем полноты истины, но такой же грешник, как и слушающие, поэтому назидательный тон не всегда приемлем. Лучше себя считать недостойным (грешным) причастником к полноте истины, которая находится в Церкви, и что сам преподающий может лишь свидетельствовать о своей причастности к Церкви и Ее учению. Незазорно будет испрашивать молитв у самих слушающих и у братьев, отцов, делающих замечания и внимать их советам.

Принципу последовательности, постепенности наиболее соответствует подача материала в том порядке, в каком проходило свою историю человечество или, лучше сказать, как Бог своим преблагим Промыслом предуготовлял спасение рода человеческого и как спасал и спасает каждого желающего этого.

Касаясь событий Библейской истории, важно отражение ее качественной (внутренней) стороны развития человечества. На первых занятиях лучше затрагивать вопросы и темы, такие как:

1.  О смысле жизни.

2.  О вере и наличие её у всех народов, соотношение веры и разума, веры и знаний.

3.  О совести, (стремлении человека к совершенству; соотношении ума, воли и чувств).

4.  О Промысле Божьем.

5.  О спасении от греха, проклятии и смерти.

6.  О частном суде Божьем.

7.  О Страшном Суде Божьем. По этой теме возможно приводить примеры о существовании иного загробного мира, из книг не только духовных, но и светских. Например, опыт пациентов, которые испытали на себе клиническую смерть, также примеры критических ситуаций, когда особенно проявляется взаимосвязь видимого и невидимого мира (военные действия, природные катаклизмы и другие).

В ходе лекций-бесед для живого восприятия материала возможен краткий просмотр видеофильмов. Когда эти вопросы обсуждаются, собеседник-лектор находит контакт с теми, кто слушает, выясняет в ответах их уровень и духовное состояние.

Каждый человек дает свои ответы на эти вопросы, а значит и будет, в дальнейшем, действовать в соответствии с ответами. Кто же из множества ответов, дает правильное решение? Конечно — Господь, сотворивший весь мир видимый и невидимый и Промышляющий о нем, также и его последователи. Как же узнать о Боге, о Его воле и о нас, людях? Через видимый мир, а особенно через избранников Божиих, возвестивших и возвещающих Его волю. Первое откровение можно назвать посредственным (косвенным, естественным), второе — непосредственным (прямым, сверхъестественным). Эти откровения нашли свое отражение в священных книгах с общим названием Библии. Кроме написанных словес Божиих и заключенных в канон существует и священное Предание. Причем Священное Писание является, можно сказать, "сливками

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Катехизис
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
452 Kb
Скачали:
0