Возможности и перспективы решения социальных проблем методами социальной работы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Способы анализа и решения проблем, возникающих у клиентов социальных служб, базирующиеся на научном знании и обеспечивающие кратчайший путь достижения цели. Система методов социальной работы сложна и многообразна. Методы, которые применяются для решения социальных проблем зависят от области применения, перспективы решения зависят от применяемого метода. Существуют разные классификации методов социальной работы. По объекту воздействия методы можно подразделить на субъектные (индивидуальная, групповая и т.п. работа), деятельностные (направленные на улучшение деятельности структур социальной работы, совершенствование социальной работы как вида деятельности, оптимизирующие деятельность социального работника и т.д.), средовые (методы оздоровления среды обитания человека). По характеру воздействия методы могут быть разделены на мягкие, корректирующие, реабилитационные, принципиальные и т.п. В отечественной практике получила распространение классификация методов социальной работы, даваемая по такому основанию, как содержательные аспекты социальной работы. Анализ практической деятельности социальных служб позволяет вести речь о трех основных группах методов социальной работы: социально-экономических, организационно- распорядительных и психолого- педагогических. Среди первых активно представлены натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание. Организационно-распорядительные - это, прежде всего, регламентирование (приказы, должностные инструкции и т.п.), нормирование, инструктирование. Отличие психолого-педагогических методов - в косвенном воздействии на клиента, через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его поведения. Среди методов этой группы наиболее часто используются социальное консультирование, социальная диагностика, интервью и др. При выборе методов работы необходимо учесть следующее: - практическую применяемость метода: серьезным ограничителем здесь может быть время, которого зачастую нет, или недостаточная квалификация персонала; - стоимость метода: порой для решения проблемы достаточно интуиции профессионала, прежнего опыта, а не использования дорогостоящего метода; - достоверность метода: необходимо знать, насколько достоверна оценка ситуации, получаемая с помощью выбранного метода, какова предельная погрешность; - выход, получаемый при использовании метода, т.е. его эффективность. Определяющую роль в выборе методов социальной работы играет их соответствие цели и принципам социальной работы и конкретным условиям их применения.

Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности, направленной на оказание содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровней жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или социальной группе для поддержания достоинства и свободного развития личности, предусмотренного Декларацией прав человека, оптимизации механизмов социального функционирования индивидов или социальной группы. Применительно к социальной работе методология — это система принципов и способов организации социальной работы на индивидуально-личностном, групповом и общинном уровнях, основы научного построения практики социальной помощи нуждающимся. Для любой науки принципы и методы организации деятельности являются чрезвычайно важными методологическими проблемами, они важны и для социальной работы. Практические вопросы, с решением которых сталкиваются социальные работники, чрезвычайно сложны и разнообразны и это обуславливает необходимость систематизации методов и принципов организации социальной работы для обеспечения эффективности ее результатов. Систематизация принципов организации и регуляции социальной работы предполагает выявление взаимосвязи и субординации между ними и определение их места в системе методологии социальной работы. Это позволяет определить достаточно четкую структуру методологии социальной работы, которая определенным образом организовывает и логически связывает ее компоненты и позволяет достигать эффективности этого вида профессиональной деятельности. Наиболее значимыми методологическими проблемами социальной работы являются две: • каким образом организовать социальную работу, чтобы она была максимально результативной; • как определить критерии эффективности социальной работы. Эти две проблемы фокусируются в главном методологическом принципе социальной работы: единстве теоретических знаний и практических навыков. Этот принцип имеет общеметодологическое значение для социальной работы, поскольку обуславливает необходимость органической взаимосвязи теоретических и практических методов социальной работы. Практические навыки социальной работы — это профессиональные умения, необходимые для достижения целей, ставящихся в процессе социальной работы. Перечень необходимых для социального работника навыков и умений содержится в квалификационной характеристике профессии. Среди наиболее значимых для социального работника навыков и умений следует отметить следующие: • умение выслушать других с пониманием и определенной целью; • выявить необходимую информацию и подобрать факты для составления

Похожие материалы

Информация о работе