Организация социальной защиты работников на предприятиях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.2. Организация социальной защиты работников на предприятиях

Социальная защита работника — совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих работнику реализацию его важнейших социально-экономических прав, в т. ч. право на достойный уровень жизни. Слабость социальной защиты работника ведет к усилению напряженности в обществе. [19]

Социальное развитие предприятий в России характеризовалось, во-первых, преимущественно отраслевой направленностью государственной промышленной политики, во-вторых особенностями управления, и в-третьих, совокупностью факторов, учитывающих коллективную психологию, а также сильные традиции патернализма в сфере общественных отношений.

Российское предпринимательство на рубеже XX в. отличалось обостренным чувством социальной ответственности работодателей. Выражалось это в создании при промышленных предприятиях своих жилых комплексов, столовых, клубных учреждений, магазинов, а также в проведении благотворительных акций.

В советский период администрация и профсоюзы предприятий были ответственны в соблюдении гарантий в области условий и охраны труда (особенно женщин, молодежи и инвалидов), а также в сфере охраны здоровья работника на производстве и социального обеспечения. В практику социального развития предприятий с учетом их финансовых возможностей вошло предоставление дополнительных социальных льгот, т.е. установление денежных надбавок к отпускам, пенсиям, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и детей в дошкольных учреждениях, компенсации транспортных расходов и т.п.

В 70-80 г.г. существенно расширились дополнительные льготы и компенсации, предоставляемые предприятием своим работникам в социально-бытовой и жилищной сфере это — помощь в приобретении садовых участков, улучшении бытовых условий жизни. В данный период средства предприятий направляемые на социальное развитие трудового коллектива, составляли одну пятую часть общей суммы финансовых ресурсов, расходуемых на социальное потребление.

В принятой в 1993 году Конституции зафиксировано, что «охрана работы — это система сохранения жизни, а также, здоровья сотрудников в процессе их  деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные, а также, иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на работа (ст. 37 Конституции РФ [4]).

За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов, а также, иных нормативных правовых актов по охране работы (или непосредственно связанных с охраной работы) в стране сформирована правовая база охраны работы сотрудников организаций. В том числе определены содержание прав сотрудников на труд, отвечающий требованиям безопасности, а также, гигиены, а также круг обязанностей работодателей.

Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на работу в положениях, отвечающих требованиям безопасности, а также, гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на положения работы, отвечающие требованиям безопасности, а также, гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, общественных, а также, культурных правах. [2]

Тем не менее, состояние охраны работы во многих производственных организациях продолжает оставаться неблагополучным. По выборочным данным Госкомстата России в 2008 г. численность сотрудников, занятых в положениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составила 22 % от числа обследованных.

Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны работы происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны работы сотрудников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, а также, даже уголовная ответственность.

В результате мирового финансового кризиса 2008-2009 года финансово-экономическое положение многих предприятий заметно ухудшилось, что, естественно, повлекло за собой снижение расходов на социальную защиту работников. Но, несмотря на пребывание в системном кризисе, определенная часть предприятий смогла адаптироваться к новым реальностям. В самых неблагоприятных условиях они продолжали производить продукцию, платить заработную плату, продавать и покупать. И именно в такой нелегкий период администрация предприятий старается изыскивать средства для сохранения и развития программ социальной защиты работников. Для каждого из них специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника, параметры уровня и качества трудовой жизни. Значительная часть работников получает от предприятий не только заработную плату, но также различные услуги, льготы, скидки и т.п.

В регулировании внутри производственных и трудовых отношений на предприятиях важную роль играют социальные процессы, предусматривающие, в частности социальную защиту работников с учетом специфических особенностей различных групп, профессий и должностей работников.

Социальная защита работников может быть определена как комплекс

Похожие материалы

Информация о работе