Макет курсового проекта по дисциплине «Стратегическое планирование» на примере ОАО «Московский моторный завод», страница 5

Сложившаяся в России структура тракторного парка не отвечает реальным потребностям экономики и далека от оптимальной. Если судить по данным, характеризующим экономику промышленно раз­витых зарубежных стран, то доля тракторов малого и среднего клас­сов в тракторном парке должна быть существенно выше. Например, в Италии она составляет 54 %, в Великобритании — 70 %, в Амери­ке — 80 %, во Франции — 82 %.

Отсутствие тракторов малого и среднего классов приводит к не­обходимости выполнения сельскохозяйственных работ тракторами большого класса. При этом их загруженность составляет 40—60 %. Использование высокомощных тракторов на работах с меньшей загруженностью сопряжено со значительным перерасходом топлива и смазочных материалов. В свою очередь, это неоправданно повышает эксплуа­тационные и другие производственные затраты.

 Таким образом, в настоящее время в России существует ярко выраженный дефицит тракторов среднего и малого классов, который по самым осторож­ным оценкам составляет, как минимум, 150 тыс. шт. в год.

Еще более критическая ситуация создалась в странах ближне­го зарубежья, где при практически полном отсутствии тракторного производства дефицит на указанные трактора составляет 50 тыс. шт. в год.

Потребителями тракторов малого и среднего классов являются не только сельскохозяйственные предприятия и фермеры, но также  заводы, комму­нальные городские хозяйства и др.  На их долю прогнозируется потребление 10 тыс. штук в год.

Итого ежегодная потребность в новых двигателях для тракторов среднего и малого классов составляет около 210 тыс. штук. Если говорить о платежеспособном спросе, то он несколько ниже за счет сельскохозяйственных потребителей и составляет по оценкам 190 тыс. штук.

Отмеченный дефицит не может быть заполнен импортными тракторами — из-за высокой цены они недоступны рядовому потребителю. Таким образом, в России су­ществует агрессивный рынок дешевых тракторов малого и среднего классов, который не будет заполнен в течение ближайших 2—3 лет.

Опреде­ленный спрос обеспечивается ремонтными и сервисными предприя­тиями, их минимальная ежегодная потребность 10 тыс. шт.

Некоторый объем реализации обеспечивается прочими потре­бителями. Двигатели могут устанавливаться в качестве лодочных и вспомогательных моторов, их используют для привода насосов электроагрегатов и пр. Минимальный ежегодный объем оценивает­ся 35 тыс. шт.

В целом минимальный ежегодный платежеспособный спрос на новые двигатели в ближайшие 2—3 года оценивается 235 тыс. шт.  Оценка произведена  по ситуации 2008 года. Если благоприятные прогнозы развития сельского хозяйства подтвердятся, то возможно расширение емкости рынка до 350 тыс. штук.

Данные о предполагаемом ежегодном платежеспособном спросе основных потребителей новых двигателей представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Основные потребители новых двигателей    

№ п/п

Сегмент рынка

Основные потребители

Ежегодная потребность

Тыс. шт.

Доля в %

1.

Тракторы

1.1.

Тракторы среднего класса

АО «МТЗ»

80

34,0

1.2.

Тракторы малого класса

АО «МТЗ»

50

21,3

1.3.

Тракторы среднего класса

АО «ЧТЗ»

50

21,3

2.

Коммунальные машины

АО «ЧТЗ»

10

4,3

3.

Запасные части

Ремонтные предприятия

10

4,3

4.

Прочие

Другие предприятия

35

14,8

5.

Всего

235

100,0

5.2.2. Аналоги продукции и основные конкуренты.

На внутреннем рынке потенциальные воз­можности для производства аналогичных дизельных двигателей в России и странах СНГ в настоящее время имеют следующие пред­приятия:

1) ОАО «Московские моторы» (г. Москва) специализируется на вы­пуске дизельных двигателей рабочим объемом 1,2 литра. Основным потребителем двигателей данного АО является Мценский тракторный завод. Конструкция  двигателя полностью аналогична конструкции двигателя мод. ММЗ-100.01, серийно выпускающегося в настоящее время на АО «ММЗ». Конструкция производимого двигателя явля­ется устаревшей и не отвечает современным требованиям по удель­ной мощности, расходу топлива и экологичности. Ежегодный объем выпускаемых двигателей около 80 тыс. шт.

2) ОАО «Мценский тракторный завод» в настоящее время ведет разработки нового дизельного двигателя объемом 1,3 литра. Серийное производство этих двигателей предполагается начать через 2—3 года. Планируемая мощность производства ориентирована на комплектацию тракторов малого класса собственного производства. Достаточно длительные ожидаемые сроки начала серийного производства двигателей, а также ограниченный объем производства снижают возможности участия АО «Мценский тракторный завод» в конку­рентной борьбе на анализируемом сегменте рынка.

3) ОАО «Московский тракторный завод» ориентирован на производство двигателей меньшей мощности (объем до 0,8 литра), существующая ипланируемая производственные программы целиком связаны с выпуском тракторов «Фермер», что не дает возможности пред­приятию в ближайшем будущем выступить в качестве конкурента АО «ММЗ».

В настоящее время на некоторых заводах России и стран ближнего зарубежья, производящих дизельные двигатели, ведутся раз­работки двигателей аналогичного объема. Однако промышленные образцы могут появиться только через 3—5 лет.

Дизельные двигатели, выпускаемые в городах Владимире, Челябинске, не отвечают техническим условиям для поставки на тракто­ры малого и среднего классов.

В силу сложившихся специализаций и производственных связей упомянутые предприятия смогут рас­сматриваться в качестве потенциальных конкурентов ОАО «ММЗ» только через 3—5 лет. Полномасштабная реализация инвестицион­ного проекта по освоению двигателей нового поколения, безуслов­но, обеспечит ОАО «ММЗ» сохранение и увеличение временных и тех­нологических преимуществ перед отечественными конкурентами. Это обстоятельство объясняется и тем, что ОАО «ММЗ» уже поставлял указанные двигатели.