Электрические схемы электропоездов ЭД2Т,ЭР2Т, ЭТ2,ЭТ2М,ЭД4М для локомотивных бригад. Общее описание схем в упрощенной форме, со схемами участков электрических цепей, отличие ЭТ2М и ЭД4М, страница 5

1-е положение контроллера машиниста

Дополнительно получает питание провод 1.

Питание поступает на блок реле ускорения БРУ. В за­висимости от сигнала с датчика тока якорей (провода 603 и 638) и заданной машинистом уставкой (провода 33 и 34). При наличии тока на проводах 1Ф и 30А вал начи­нает поочерёдное включение вентилей РК1 и РК2 рео­статного контроллера. Под контролем блока БРУ реостат­ный контроллер вращает кулачковый вал и доходит до 14 позиции. На 14-ой позиции размыкается РК1-13 и снимается питание с провода 1Ф. Пусковые резисторы полностью выведены из цепи тяговых двигателей. Ско­рость поезда увеличивается.

2-е положение КМ                                                                                          Во втором положении получает питание провод 3, по которому включается контактор Ш.

  Включившись, Ш включает свой геркон, который включает повторитель ПШ, а тот, в свою очередь, блоки­ровкой 3Г-1Б собирает схему на провод 1Ф. Вал РК по­вернётся на две позиции и зафиксируется на 16-ой. При этом параллельно обмоткам возбуждения тяговых двигателей через контактор Ш и контакторы 10 и 11 под­ключается шунтирующая цепь. Двигатели работают в ре­жиме ослабленного поля (43%). Увеличивается ток яко­ря, сила тяги, а значит и скорость поезда.

3-е положение KM

В этом положении получает питание провод 5. Вал РК поворачивается до 18 позиции. Включаются силовые контакторы 12 и 13 выводя резисторы Rll, R12 из шун­тирующей цепи, увеличивая ослабление поля до 28%.

4-е положение КМВ 4-м положении получает питание провод 6, и РК переходит на 20-ю позицию, выводя R13, R14. Поле ос­лабляется до 18%.

Отключение тяги

Тяга отключается в два приёма. При сбросе контрол­лера в «О» сначала отключается контактор Ш, что вызы­вает усиление возбуждения и снижение якорного тока. После этого за счет выдержки времени на отключение КВХ обесточивается 2 и 11 провод. Отключаются ЛК и ЛКТ. Последним отключается повторитель ПЛКТ за счет конденсатора С14:

   Эта задержка необходима для того чтобы после от­ключения силовых контакторов цепь полностью обесточилась, иначе поворот ТП и вращение РК возможно еще при неисчезнувшем токе и как следствие переброс на за­земленные части и выход из строя аппаратов.

   Своими контактами ПЛКТ (15Г-15ГГ) и ПРП (15ГГ-15ГД) запитывают вентиль тормозного переключателя ТП-Т и вал тормозного переключателя разворачивается в положение «тормоз».

Через блокировку ПЛКТ (22П-22С) получает питание провод 1Ф и вал РК хронометрически встает на 1-ю по­зицию (за счет блокировки 2-20). Электропоезд готов к новому пуску или электродинамическому торможению.

Силовая схема ЭР2Т, ЭТ2 (упрощенная)

В 1-м полож. ГРКМ выводятся все резисторы. Вал РК остановится на 14-й поз.

Во 2-м положении вал РК переходит на 15 и 16 пози­цию. При этом включается контактор Ш и контакторы 10 и 11. Создаётся цепь параллельная обмоткам возбужде­ния: ИШ — конт. Ш — резисторы R11-R15. Затем эти ре­зисторы будут попарно выводится контакторами РК12-15.

    В 3-м положении КМ вал РК вращается до 18-й поз. выводя резисторы R11, R12.

   В 4-м положении КМ вал РК вращается до 20-й поз. выводя резисторы R13, R14.

 В момент отключения силовой цепи за счет ЭДС са­моиндукции повышается напряжение на резисторах R71, R73 до уровня при котором открывается стабилитрон ПП2 и тиристор Тт9. Токи самоиндукции замыкаются по кон­туру: Двигатели — ТП9 — открытый тиристор Тт9 — дио­ды Д37-Д30 — двигатели. Это облегчает работу контак­торов ЛК и ЛКТ. После окончания переходного процесса тиристор закрывается.

3.  Торможение

Рекуперативное торможение

Цепь тока возбуждения: Плюсовой вывод тиристорного преобразователя — контактор ОВ — контактор реверсора В1 — обмотки возбуждения М1-М4 — контак­тор реверсора B2,— шунт амперметра A3 — контакты контактора КЗ — датчик тока возбуждения ДТВ — мину­совой вывод тиристорного преобразователя.

Цепь тормозного якорного тока двигателей (ге­нераторов): Якоря М4-М1 — контактор ЛКТ — ТП1 — Д57...Д54 - ЛК - ТрД - ДР1(шунт) - БВ - ГР - ДрФ -токоприемник — контактная сеть — нагрузка — рельс — ЗУ — шунты счетчиков — амперметр А1(шунт) — ТрД — ДР2(шунт) - КЗ — ТП7 - ИШ - ДТЯ1, ДТЯ - якоря М4-М1.

  Блок САУТ повышает напряжение на выходе тири­сторного преобразователя Тт1-Тт6. При этом одновре­менно протекают два процесса: снижение скорости поез­да и автоматическое увеличение тока возбуждения за счет работы САУТ. При этом якорный ток, а значит и тор­мозной эффект поддерживается на одном уровне. При скорости 45-50 км/ч, ток возбуждения достигает макси­мального значения 250А.

Реостатное торможение

 САУТ при токе возбуждения 250А включает реле са­мовозбуждения и начинается реостатное торможение с самовозбуждением.

Силовая схема: Якоря М4-М1 — ЛКТ — R8...R4 — контактор Т — ТП3 — контактор Ш — контактор 16 — ТП5 —      В1 — обмотки возбуждения — В2 — КЗ — ТП7 — 17 — ДТЯ — якоря М4-М1.

   Обмотки возбуждения при этом шунтируются: рези­сторами R24, R11-R15 - шунт амперметра А2.

Высоковольтная схема реостатного торможения с независимым возбуждением

В случае отсутствия потребителя рекуперации, сра­батывает реле максимального напряжения и схема пере­ходит на реостатное торможение с независимым возбуж­дением. Цепь возбуждения та же, что и при рекуператив­ном торможении.

Цепь тормозного якорного тока: Якоря М4-М1 — ЛКТ - пуско-тормозные резисторы R4...R8 — контактор Т - резисторы R24, R11...R15 — шунт амперметра А2 — КЗ - ТП7 — ИШ — ДТЯ — Якоря М4-М1.

Низковольтная схема электрического торможения

    Для электрического торможения на пульте включают кнопки Кн7 (40 провод), Кн4 (8 провод управление ЭПТ прицепных вагонов). Рукоятку КМ переводим в положе­ние 1Т-3Т. Включается контактор времени тормоза КВТ.

КВТ своими контактами подаёт питание на 11 провод и через кнопку Кн7 на провод 40. Тормозные переключа­тели ТП на моторных вагонах уже находятся в положении «тормоз» и его нечетные контакторы кроме ТП9 замкну­ты.

Повторитель тормозного переключателя ПТП-Т вклю­чен.