Краткая характеристика нефтяных турбинных масел. Очистка масел при их производстве. Нормативные требования к качеству товарных и свежих, нефтяных турбинных масел, страница 8

8. Контроль антикоррозионных свойств масел следует осуществлять осмотром образцов-индикаторов, помещаемых в грязный отсек маслобака соответствующей маслосистемы ниже минимально возможного рабочего уровня масла. Индикаторы должны быть установлены таким образом, чтобы исключить их контакт с металлическими частями оборудования маслобака. Индикаторы должны быть выполнены из стали 45 в виде круглых пластин диаметром 50 мм и толщиной от 2 до 3 мм и иметь отверстие для подвешивания диаметром 5 мм в 5 мм от края пластины. Поверхность пластины должна быть отшлифована до зеркального состояния (шероховатость Ra от 0,63 до 0,32 мкм), включая торцевые поверхности и стенки отверстия. В случае появления на индикаторах следов коррозии - отдельных темных точек диаметром от 1 до 2 мм - следует провести количественное определение этого показателя на стальных пластинах в соответствии с методикой описанной в СТО. Если при этих испытаниях величина коррозии стальных пластин составляет 6 г/м2 и более следует ужесточить контроль за антикоррозионными свойствами масла и проводить испытания количественным методом один раз в шесть месяцев для решения вопроса о необходимости и времени дополнительного введения антикоррозионной присадки или замене масла.

Для масел работающих во вспомогательном оборудовании - по решению технического руководителя при КЧ масла выше 0,1 мг КОН/г.

9. Доливки в маслосистемы работающих турбоагрегатов производят маслом, отвечающим требованиям таблицы 1, предъявляемым к маслам при их вводе в эксплуатацию. Рекомендуется доливки проводить свежим подготовленным маслом, той же марки, что и масло эксплуатируемое в маслосистемах турбоагрегатов.

10. Нефтяное турбинное масло, находящееся в эксплуатации в маслосистемах турбоагрегатов должно удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 - Нормативные требования, предъявляемые к нефтяным турбинным маслам, работающим в маслосистемах турбин

Наименование показателя

Значение показателя

Метод испытания

1

2

3

1 Кислотное число, мг КОН/г, не более

0,3

Приложение Б.3

2 Содержание шлама, % массы, не более

0,005

См. СТО

3 Время деэмульсации, с, не более

600

Приложение Б.8

4 Коррозия на стальных пластинах, г/м2, не более

16

См. СТО

5 Стабильность против окисления (14 ч непрерывно при 120 °С и расходе кислорода 200 см3/мин)

Приложение Б.10

- кислотное число, не более мг КОН/г

0,6

- осадок, не более % массы

0,15

6 Класс промышленной чистоты:

Приложение Б.7

- для автономных систем регулирования и УВГ, не более

9

- для объединенных систем маслоснабжения и систем смазки, не более

10

7 Содержание воды, % массы

отсутствие

Приложение Б.9

8  Содержание механических примесей, % массы, не более

0,005

Приложение Б.6

Если качество масла, находящегося в эксплуатации, перестает соответствовать требованиям РД и не может быть улучшено очисткой, введением присадок и другими методами, оно подлежит замене в ближайший останов.

Старение масел и средства защиты масел от старения

В процессе эксплуатации турбоагрегатов залитое в их системы смазывания турбинное масло претерпевает глубокое изменение, которое характеризуется понятием «старение», включающее изменения его химических и физических свойств. Старение масла происходит в результате контакта масла с кислородом воздуха, стимулируется каталитическим действием воды и металлов и быстро прогрессирует с повышением температуры, а также  уменьшения концентрации введенных в масло присадок.