Наблюдение и гигиенический уход за больными при нарушении моторно-эвакуаторной функции кишечника: Методическая разработка для проведения занятия по основам ухода за больными

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Обсуждено на заседании  кафедры пропедевтики внутренних болезней

«_____»  _________________  2009 протокол № __________

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

 II    курса  лечебного  факультета 

по основам ухода за больными

Тема: Наблюдение и гигиенический уход за больными при нарушении

моторно-эвакуаторной функции кишечника.

Время:  2 часа

1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

1.1. Цель занятия

Научиться основным принципам ухода за больными с нарушениями моторно-эвакуаторной функции кишечника, технике постановки очистительной клизмы, подаче судна и его обработке.

1.2. Мотивация для усвоения темы

Заболевания органов пищеварения являются одной из наиболее частых патологий в клинике внутренних болезней. Врач должен уметь организовывать правильный уход за больными с болезнями органов пищеварения, при необходимости инструктировать средний и младший медицинский персонал, самостоятельно выполнить необходимые медицинские манипуляции и процедуры.

1.3. Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать                                                                    

1.  Основные принципы ухода и оказания помощи больным при поносе, запоре, недержании кала.

2.  Показания и противопоказания к выполнению очистительной клизмы.

3.  Технику обработки и подачи судна.

Студент должен уметь

1.  Оказывать  помощь больным при поносе, запоре, недержании кала.

2.  Владеть техникой обработки и подачи судна.

3.  Владеть техникой постановки очистительной клизмы.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Анатомия системы пищеварения.

2. Физиология системы пищеварения.

3. Контрольные вопросы по теме занятия

1.  Уход и помощь больным при поносе.

2.  Уход и помощь больным при недержании и неудержании кала.

3.  Уход и помощь больным при запоре.

4.  Цель, показания и противопоказания к выполнению очистительной клизмы.

5.  Подготовка пациента и условия для выполнения  очистительной клизмы.

6.  Подача судна и его обработка.

4.  Практическая часть занятия

1. Изучение основных принципов оказания помощи больным при поносе, запоре, недержании кала.

2. Отработка техники обработки и подачи судна.

3. Отработка техники постановки очистительной клизмы.

5. Ход занятия

В ходе занятия обсуждаются контрольные вопросы и отрабатываются практические навыки (см. п.4 и п. 5).

1.  Уход и помощь больным при поносе.

Диарея, или понос (от греч. «dia» -движение сквозь, «rrhoia» - истечение), - учащённая дефекация (свыше 3 раз в сутки), при которой кал имеет жидкую консистенцию. Диарея обычно связана с ускоренной перистальтикой кишечника и вследствие этого быстрым продвижением по кишечнику и ускоренной эвакуацией кишечного содержимого. В основе диареи лежат также уменьшение всасывания воды и электролитов в кишечнике, усиленная секреция в полость кишечника и повышенное слизеобразование. Если при этом возникает воспаление слизистой оболочки кишечника, в жидких испражнениях появляются различные примеси.

В зависимости от локализации патологического процесса в кишечнике различают диарею энтеральную (при энтерите - воспалении тонкой кишки) и колитическую (при колите – воспалении толстой кишки).

При энтеральной диарее испражнения жидкие, обильные, желто-зеленого

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
444 Kb
Скачали:
0