Наблюдение и гигиенический уход за больными при нарушении моторно-эвакуаторной функции кишечника: Методическая разработка для проведения занятия по основам ухода за больными

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Обсуждено на заседании  кафедры пропедевтики внутренних болезней

«_____»  _________________  2009 протокол № __________

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

 II    курса  лечебного  факультета 

по основам ухода за больными

Тема: Наблюдение и гигиенический уход за больными при нарушении

моторно-эвакуаторной функции кишечника.

Время:  2 часа

1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

1.1. Цель занятия

Научиться основным принципам ухода за больными с нарушениями моторно-эвакуаторной функции кишечника, технике постановки очистительной клизмы, подаче судна и его обработке.

1.2. Мотивация для усвоения темы

Заболевания органов пищеварения являются одной из наиболее частых патологий в клинике внутренних болезней. Врач должен уметь организовывать правильный уход за больными с болезнями органов пищеварения, при необходимости инструктировать средний и младший медицинский персонал, самостоятельно выполнить необходимые медицинские манипуляции и процедуры.

1.3. Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать                                                                    

1.  Основные принципы ухода и оказания помощи больным при поносе, запоре, недержании кала.

2.  Показания и противопоказания к выполнению очистительной клизмы.

3.  Технику обработки и подачи судна.

Студент должен уметь

1.  Оказывать  помощь больным при поносе, запоре, недержании кала.

2.  Владеть техникой обработки и подачи судна.

3.  Владеть техникой постановки очистительной клизмы.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Анатомия системы пищеварения.

2. Физиология системы пищеварения.

3. Контрольные вопросы по теме занятия

1.  Уход и помощь больным при поносе.

2.  Уход и помощь больным при недержании и неудержании кала.

3.  Уход и помощь больным при запоре.

4.  Цель, показания и противопоказания к выполнению очистительной клизмы.

5.  Подготовка пациента и условия для выполнения  очистительной клизмы.

6.  Подача судна и его обработка.

4.  Практическая часть занятия

1. Изучение основных принципов оказания помощи больным при поносе, запоре, недержании кала.

2. Отработка техники обработки и подачи судна.

3. Отработка техники постановки очистительной клизмы.

5. Ход занятия

В ходе занятия обсуждаются контрольные вопросы и отрабатываются практические навыки (см. п.4 и п. 5).

1.  Уход и помощь больным при поносе.

Диарея, или понос (от греч. «dia» -движение сквозь, «rrhoia» - истечение), - учащённая дефекация (свыше 3 раз в сутки), при которой кал имеет жидкую консистенцию. Диарея обычно связана с ускоренной перистальтикой кишечника и вследствие этого быстрым продвижением по кишечнику и ускоренной эвакуацией кишечного содержимого. В основе диареи лежат также уменьшение всасывания воды и электролитов в кишечнике, усиленная секреция в полость кишечника и повышенное слизеобразование. Если при этом возникает воспаление слизистой оболочки кишечника, в жидких испражнениях появляются различные примеси.

В зависимости от локализации патологического процесса в кишечнике различают диарею энтеральную (при энтерите - воспалении тонкой кишки) и колитическую (при колите – воспалении толстой кишки).

При энтеральной диарее испражнения жидкие, обильные, желто-зеленого

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
444 Kb
Скачали:
0