Н.Я.Грот и первый в России философский журнал, страница 2

После отъезда Троицкого за границу на пост председателя Московского психологического общества 24 января 1888 г. был избран Н. Я. Грот (до этого он являлся действительным членом общества и в течение года - временным товарищем председателя). Молодой философ сумел сделать заседания общества по-настоящему интересными как для самих его членов, так и для широкой публики- военных, чиновников, студентов, священников, домохозяек. При Гроте слушались рефераты: "О телепатии", "О ценности жизни", "К вопросу о цветном слухе" (в закрытых заседаниях), "Пушкин как психолог", "Опыт истории внутренней жизни Лермонтова по его произведениям", "Общие условия свободной самодеятельности человека" (в открытых заседаниях) и др. В начале второго года своего председательства Грот, поддержанный друзьями- единомышленниками (философами кн. С. Н. Трубецким, Вл. С. Соловьевым и Л. М. Лопатиным), задумал специальный журнал, адресованный "той части русского образованного общества, которая стремится к более глубокому анализу вопросов жизни" (3). Будучи людьми примерно одного возраста, энергичными, увлеченными, вместе они смогли найти деньги для этого рискованного предприятия.

Первый русский философский журнал "Вопросы философии и психологии" (октябрь 1889 март 1918) увидел свет благодаря известному кондитерскому фабриканту, члену Московского психологического общества А. А. Абрикосову, взявшему на себя функции издателя. Готовность Абрикосова поддержать явно некоммерческий проект, равно как и состав психологического общества опровергали бытовавшее тогда мнение, что философия - не купеческого и уж тем более не женского ума дело. Так, в списках действительных членов и членов-соревнователей этого общества значились: пятеро Абрикосовых (А. А. Абрикосов, Н. А. Абрикосов, Ал-др А. Абрикосов, М. Ф. Абрикосова и Г. А. Абрикосова), А. И. Мамонтов (брат Саввы Мамонтова) - владелец крупнейшей в Москве типографии, А. С. Белкин сын богатого коммерсанта-меховщика, избравший своей специальностью философию.

Немалые суммы на поддержание издательской деятельности психологического общества жертвовала его действительный член красавица-"купчиха" М. К. Морозова (урожд. Мамонтова) - - меценатка, владелица книгоиздательства "Путь" и к тому же учредительница Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Одним из почетных членов общества являлся С. И. Щукин - совладелец и директор текстильных фирм "Э. Циндель" и Даниловская мануфактура. Он пожертвовал 120 тыс. рублей на устройство Психологического института при Московском университете. Этот институт занимался разработкой вопросов теоретической, экспериментальной и этнологической психологии. Кроме Морозовой, чести стать действительными членами Московского психологического общества удостоились: 3. С. Горская - специалист в области психиатрии, доктор медицины Парижского университета, М. В. Безобразова - известная деятельница в области борьбы за равноправие женщин, доктор философии Бернского университета, А. Я. Ефименко - историк и писательница, профессор Высших петербургских женских курсов. Наконец, членами-соревнователями этого общества были А. С. Гончарова племянница жены А. С. Пушкина, "самая образованная из теософок," по стр. 131

мнению поэта А. Белого, а также А. С. Петрункевич - жена почетного председателя партии кадетов, считавшаяся в интеллигентных кругах "хорошей музыкантшей".

Новый журнал, обещавший "дать полный простор русской мысли, искренней проповеди человечного добра и вселенской правды, какие бы выражения она ни принимала" (4), не был похож ни на какой другой. Понятно, что заявленная Гротом программа кое-кого и раздражала, и настораживала. На журнал и его редактора посыпались упреки. Но Грот занял принципиальную позицию и не собирался отступать в угоду кому-либо. "Литературно-политические флаги,- отвечал он,- ...мы безусловно отвергаем... Мы призывали и призываем мыслящих людей нашей родины именно, и прежде всего, к разработке основных теоретических проблем философии, к обществу и дружному обсуждению коренных вопросов знания, бытия и человеческого существования - с точки зрения новых данных специальных наук и современных философских исследований - и только этим путем можно надеяться приобрести твердые точки опоры для построения нравственного мировоззрения, имеющего философскую цену и могущего послужить основанием для новых политических учений" (5).