Сущность и необходимость финансов. Источники формирования финансового капитала. Контрольная функция финансов, страница 8

В соответствии с налоговой реформой 1930-1932 гг. в нашей стране перешли от налогового метода распределения доходов к неналоговым. 75 видов налогов были объединены


и заменены новой системой ценообразования и были объединены в налог с оборота. Но он налогом не является.

В соответствии с экономической реформой 1965 г. (Косыгинская) прибыль стала распределяться между предприятиями таким образом - 60% в бюджет и 40% предприятию.

В 1979г. Перешли к нормативному порядку распределения прибыли: 50% в бюджет и 505 предприятию.

Если до перестройки у нас действовала централизованная система распределения национального богатства. Основное звено финансовой системы - государственный бюджет, который формировался за счет поступлений от государственных предприятий (90%) и за счет населения (менее 10%). Причем форма мобилизации денежных накоплений была в основном неналоговой. Налоги взимались лишь в том случае, если имело место не совпадение форм собственности.

Государство взимало налоги с личных доходов населения и с доходов колхозно-кооперативной собственности.

Главным действующим лицом в распределительных отношениях было государство. Оно определяло первичное распределение в сфере экономике, устанавливало формы и нормы.

Оно же играло и главную роль в перераспределении национального дохода, т.к. через государственный бюджет перераспределяется национальный доход между отраслями народного хозяйства.

Основным инструментом перераспределения была дотация, т.к. доходы в бюджет поступали в основном от налога с оборота группы Б промышленности.

Контрольная функция финансов.

Контрольная функция финансов проявляется не в том, что при осуществлении финансовых операций осуществляется финансовый контроль, а в том, что все финансовые показатели являются результативными, определяющими эффективность использования финансовых ресурсов (финансовый капитал), вовлеченный в хозяйственный оборот.

Финансовые показатели отражают эффективность всей экономики в целом, отдельной коммерческой структуры и отдельных элементов производительных сил (основных фондов, оборотных средств, рабочей силы, а также эффективность использования средств правительством страны, т.е. средств мобилизуемых в государственный бюджет).

Таким образом, финансовые показатели характеризуют финансовое состояние каждой фирмы, экономики в целом и государства, а также физические лица.

Первым обобщающим показателем, отражающим эффективность всей экономики, является динамика ВВП и, особенно, национального дохода. Если динамика положительная, то это говорит о развитии экономики. Чем выше темпы роста (4-5%), тем быстрее развивается экономика.

До перестройки по официальным данным средние годовые темпы роста 3-3,5%. Но эти данные не соответствовали действительности. На самом деле темпы роста были близки к нулю.

После 1989г. Динамика национального дохода перешла в отрицательную сторону. До 1998г. Ежегодные темпы падения национального дохода составляли 15-17%. Сегодня эффективность нашей экономики измеряется не динамикой национального дохода, а динамикой ВВП.

Обобщающим финансовым показателем, отражающим эффективность деятельности отдельного хозяйствующего субъекта, является прибыль.

Частным финансовым показателем, отражающим эффективность использования основных фондов, является фондоотдача. Она определяется стоимостью продукции на один рубль основных фондов.

Обратный показатель - фондоемкость. Стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 рубль продукции.


Частным финансовым показателем, отражающим эффективность использования оборотных средств, является оборачиваемость оборотных средств. Она выражается в днях.

Еще один показатель - производительность труда.

Наиболее ярким и полным показателем, характеризующим состояние отдельной коммерческой структуры, является платежеспособность. Финансовое положение является устойчивым, крепким, если фирма обеспечивает своевременные, полные расчеты с поставщиками, служащими, бюджетом, агентами и т.д.