Сущность и необходимость финансов. Источники формирования финансового капитала. Контрольная функция финансов, страница 6

Он же определяет пропорции распределения прибыли (формирование страховых резервов, фонд накопления, повышение зарплаты, социальные потребности), он же определяет использование нераспределенной прибыли.

Государство в рыночной экономике участвует в первичном распределении ВВП при помощи налоговой системы. Часть налогов включается в себестоимость продукции. Далее идут отчисления  во внебюджетные фонды. Любые налоги предприниматель всегда включает в цену продукции, кроме налога с прибыли. Пока покупатель не оплатит товар, предприниматель не внесет налоги.

При капиталистическом строе государство определяет выручку любого предпринимателя. Несмотря на то, что большая роль и самостоятельность при распределении ВВП принадлежит предпринимателю, государство является не менее активным субъектом распределительных отношений.

Но этим не ограничивается влияние государства, т.к. государство устанавливает еще ряд финансовых  нормативов, обязательных к использованию (минимальный размер оплаты труда, минимальный размер оплачиваемого отпуска, минимальный размер амортизационных отчислений).

Степень активности физических лиц в распределительных отношений определяется сферой их деятельности и уровнем доходов.

Активность субъектов  в социалистических странах.


Единственным и полноправным субъектом финансовых отношений было государство. Оно определяло и сферу деятельности предприятий, объем выпуска продукции, ее ассортимент.

Оно устанавливало и материальные и стоимостные нормы на продукцию. Оно же устанавливало и цены. Тем самым государство определяло физический и стоймостной объем ВВП. Государство участвовало в создании ВВП. Оно определяло формы распределения ВВП на государственных предприятиях.

Второй субъект распределительных отношений – предприятия.

Формально они считались самостоятельными участниками. И, хотя, финансовые права руководителей предприятия с 1965-1982 гг. значительно расширились, на самом деле их права касались формирования и использования фондов материального распределения.

Порядок формирования и использования средств этих фондов жестко регламентировался государством. Все права руководителей сводились к строгому, обязательному исполнению финансовой дисциплины, т.е. того порядка, который был предписан государством.

Активность физических лиц сводилась к нулю, т.к. каждый трудящийся имел возможность получать доходы только в одном месте работы. Чтобы раскрыть роль финансов в распределении ВВП и национального дохода или раскрыть сущность распределительной функции финансов нужно ответить на вопрос: кто является субъектами распределительных отношений и охарактеризовать степень их активности, рассказать о том, что является объектом распределительных отношений, а также между кем  и кем распределяет общество богатство и между какими потребностями.

Порядок  организации распределительных отношений должен иметь определенную систему. Система эта формируется по поводу распределения ВВП. Система должна обеспечить баланс между 2-мя блоками в распределительных отношениях.

1) Это отношения между уровнем оплаты труда (стоимостью рабочей силы) или цены (денежным выражением стоимости), т.е. между соотношением между заработной платой и уровнем цен на другие товары.

2) Уровень изъятия доходов от физических  и юридических лиц в бюджет (на потребности государства) и уровнем услуг, оказываемых государством.

В странах с рыночной экономикой в 1-ом блоке равновесие. Высокие цены и высокий уровень оплаты труда. Второй блок - высокий уровень взимания налогов, но и очень уровень услуг, оказываемых государством населению.

У нас при социализме:

1 блок - низкая оплата труда, но и очень низкие цены на товары.

2 блок - высокий уровень изъятия денежных накоплений у предприятий, но и высокий уровень финансирования всех потребностей предприятий.