Предмет социальной философии и ее методологическая роль в познании общественных явлений. Онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны социального познания. Общество как целостная саморазвивающаяся система, её основные элементы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

материалисты 18века утверждали, что з-ны механики присущи всем явлениям природы и что к этим з-нам сводятся все природные процессы. Такой подход получил название мех-кий материализм. Он был хар-рен для науки и ф-ии эпохи Пр.

Соц.-но-фил-кие учения эпохи Пр.:1. Теория личности. 2. Общес-но-правовой идеал эпохи Пр.

Гольбах и Гельвеций глубоко обосновали роль соц.среды в формировании личности. Они писали, что «чел-м рождаются, а лич-ю становятся». В этом процессе бол.роль играют соц.условия жизни людей. Речь идет о роли семьи, школы, др.соц. институтов (гос-ва, права, церкви) в формировании личности, ее нравст-го и граж.облика. «Если харак-р чела формир-ся обст-ми, то они д.б. челов-ми», - писал они. В отличие от Макиавелли, Гоббса и др.мыслителей 16-17веков Руссо, Гольбах и Гельвеций утверждали, что чел по своей природе добр. Нет ничего дурного в том, что чел любит удовольствия и избегает страдания – такова его природа, а все природное д. признаваться нами. Руссо считал, что цивил-ия ущемляет природ.начала в челе. А это приводит к злу и несправед-ти.

Общ-но-правовой идеал эпохи Пр. был выражен, пр.вс., в теории естес-го права, идущей от Дж.Локка, Монтескье, Руссо. К неотчуждаемым естес-м правам каждого чела Локк относил право на жизнь, свободу и собст-ть. Эти идеи буржуазного либерализма отвечали интересам нарождавшегося класса буржуазии. Монтескье в своей работе «о духе законов» и Руссо в «Общес-м договоре» обосновали идеи равноправия людей и их полит-ой свободы, кот. должна компенсировать их эк-кое нерав-во, порожденное цивилизацией. Монтескье развил теорию разделения властей на зак., исп. и судеб-ю, которые должны уравновешиватьдруг друга (Теория издержек и противовесов). Жан Кондорсе разработал теорию общ-го прогресса, происх-го на основе науки и просвещения масс.

21. И. Кант как родоначальник нем. класс.ф-ии. Теория познания и этики И. Канта.

Его фил.творч-во делится на 2периода: докрит-ий и крит-кий, В докр-ий период (до начала 80-х годов 18 столетия) Кант направлял свое внимание на изучение природы природы, чел.морали, религии, иск-ва, т.е. на окруж-щий чела мир и бытие самого чела. В работах докрит.периода Кант наход-ся под сильным влиянием рацион-кой ф-ии Декарта, согл. кот-й знание развивается, гл.об, путем логических рассуждений. Вскоре, однако, он пришел к выводу, что логич. Рассуждения могут объяснить далеко не все явления и не может ответить на многие ?-сы, не может ответить на них и опытное знание. Это заставило его обратиться к критике разума, т.е. к крит.анализу возможностей познавательной деят-ти чела. В этом суть его крит.ф-ии. Период ее создания 80-е годы 18века стал называться критическим периодом фил-го твор-ва Канта. Предшест-щий же период получил название докрит-го. Созданная в Крит. период ф-ия Канта была выражена в работах: «Критика чистого разума», «Критика практ.разума» и «Критика способностей суждения» . В 1-ой из них Кант изложил свое учение о познании, во 2-ой этику, как науку о регулировании практического поведения людей, в 3-ей- эстетику.

Созданную им теорию познания Кант рассматривал как осн.часть своей ф-ии. Он указывал на 3ступени познания мира чела: 1. чувс-ное созерцание явлений. 2. рассудочное мышление. 3. разум.

1.Чувс-ое созерц-ние – это представления людей о явлениях природы и общ-ва, складывающиеся на основе их ощущений. Знания об этих явлениях формируются в процессе повсед.жизни людей будь то кр-н, ремес-к... У них есть представ-ия о многих явлениях, как внешних сторонах предмета. Сущность же данных предметов, т.е. их внутр. стороны, по Канту, скрыты от людей – «вещи в себе».2. Расс.мышление присуще как обыденному, житейскому сознанию, так и науке. Кант исследовал позноват-ные возм-ти матем-ки и естес-ния, он пришел к выводу, что эти науки могут глубоко осмыслить те или иные явления и з-ны из развития, гораздо глубже, чем обыд.сознание вещей. Однако и они не могут вскрыть сущность явлений. Она по-прежнему останется вещью в себе. 3. По мнению Канта сущность явлений должен постигнуть разум, предст-щий собой высшую познават-ную способность чела. Разум направлен на познание мира в целом. Однако, решая эту задачу, разум наталкивается на неразрешимое противоречие – антиномии. Кант формулирует след.антиномии, на кот-ые невоз-но дать одноз-но утвер-ный ответ: 1. мир не имеет начала во времени и прос-ве, и в то же вр. имеет такие  начала. 2. мир беск-но делим и неделим. 3. в мире господ-ет необходимость, но возможны поступки и дейст-ия людей, совершаемые свободно, т. е. по своей воле. 4. Бог сущ-ет и не сущ-ет. «Невозможно доказать с точностью не одно из этих утвер-ий, все это – вещи в себе Их можно лишь воспринимать на веру». Тем самым мир в целом, по Канту, непознаваем, непоз-мы и сущности отдел.вещей. Чел имеет дело лишь с их внеш.стороной –явлениями. В этом суть Кантов-го Агностизизма – учения о непознав-ти мира.

Важное значение имеет этика Канта. Он выступил как противник гедонизма (Эпикур), согл.к-му счастье чела закл-ся в его чувс-х удов-х. Это, по Канту, противоречит исполнению нравст-го долга одного чела перед другим и всем общ-вом. Он формулирует нравст.з-н – категор.императив, смысл кот-го закл-ся в след-м: поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех. Это соответ-ет заповеди Христа: поступай так, как ты хотел бы, чтобы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
464 Kb
Скачали:
0