Цели науки. Принципы, формы, уровни и методы научного познания

Страницы работы

Содержание работы

65. Цели науки. Принципы, формы, уровни и методы научного познания.

Цели науки:

1. открыть запредельное

2. вооружить человека техникой и технологиями - главная цель у науки как у системы знаний есть след. осн. компоненты: принципы, уровни, формы, методы

Принципы науки формируются всей историей философии и науки. В качестве таких принципов науки выступают принципы диалектики, поэтому наиболее общей методологией науки является теория диалектики:

1. принцип всеобщей универсальной связи и самодвижения материи: имеет естественно-науч. доказательства (открытие клетки - единство всего живого; учение Дарвина и Менделя - механизм самодвижения живого; закон сохранения энергии - т.к. связаны все виды энергии, то связаны все виды взаимодействия).

2. принцип системности. Согласно теории систем, каждый объект, процесс, явление системно организованы. У каждой системы есть след. характеристики: 1) узлы целостности. 2) параметры целостности 3) законы структуры, функции, развитие, саморегуляция, самоорганизация

3. принцип отражения. Отражение - важнейшая характеристика взаимодействия. На принципе отражения построена вся совр. теория информации.

4. принцип саморегуляции: любая система имеет механизм саморегуляции. Этот механизм построен на узлах и параметрах целостности системы, а также на принципе обратной связи, основанной на принципе отражения.

5. принцип самоорганизации

Система приведенных выше принципов науки представляет также программу любого научного исследования. Каждому принципу соответствует целая отрасль общенаучного знания (принцип системности - теория систем, принцип саморегуляции - кибернетика, принцип самоорганизации - синергетика, принцип противоречивости - теория вероятности и статистики).

Уровни научного познания: 1. эмпирическое познание (это связь между жизненным опытом и чувственным познанием). 2. теоретическое познание

Методы (формы) научного познания:

1. применяемые на эмпирич. уровне (наблюдение, эксперимент, сравнение, эксперимент)

2. применяемые только на теоретич. уровне (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического)

3. методы, применяемые на обоих уровнях познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, математизация, формализация, идеализация, абстрагирование, моделирование, а также методы общенаучного знания (вероятностные и стат. методы, методы системных исследований, методы информационных технологий, кибернетические методы, синергетические методы))

С развитием матем. и комп. моделирований происходит смешение методов.

65. Цели науки. Принципы, формы, уровни и методы научного познания.

Цели науки:

1. открыть запредельное

2. вооружить человека техникой и технологиями - главная цель у науки как у системы знаний есть след. осн. компоненты: принципы, уровни, формы, методы

Принципы науки формируются всей историей философии и науки. В качестве таких принципов науки выступают принципы диалектики, поэтому наиболее общей методологией науки является теория диалектики:

1. принцип всеобщей универсальной связи и самодвижения материи: имеет естественно-науч. доказательства (открытие клетки - единство всего живого; учение Дарвина и Менделя - механизм самодвижения живого; закон сохранения энергии - т.к. связаны все виды энергии, то связаны все виды взаимодействия).

2. принцип системности. Согласно теории систем, каждый объект, процесс, явление системно организованы. У каждой системы есть след. характеристики: 1) узлы целостности. 2) параметры целостности 3) законы структуры, функции, развитие, саморегуляция, самоорганизация

3. принцип отражения. Отражение - важнейшая характеристика взаимодействия. На принципе отражения построена вся совр. теория информации.

4. принцип саморегуляции: любая система имеет механизм саморегуляции. Этот механизм построен на узлах и параметрах целостности системы, а также на принципе обратной связи, основанной на принципе отражения.

5. принцип самоорганизации

Система приведенных выше принципов науки представляет также программу любого научного исследования. Каждому принципу соответствует целая отрасль общенаучного знания (принцип системности - теория систем, принцип саморегуляции - кибернетика, принцип самоорганизации - синергетика, принцип противоречивости - теория вероятности и статистики).

Уровни научного познания: 1. эмпирическое познание (это связь между жизненным опытом и чувственным познанием). 2. теоретическое познание

Методы (формы) научного познания:

1. применяемые на эмпирич. уровне (наблюдение, эксперимент, сравнение, эксперимент)

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
85 Kb
Скачали:
0