Ответы на экзаменационные вопросы № 1-44 по курсу "Электроснабжение объектов" (Общие сведения об энергетической системе. Перенапряжения и защита от них), страница 24

Выбор выдержек времени начинается с удалённых от источника питания элементов. Для них выдержка времени может приниматься нулю чтобы при повреждении одного из эл. двигателей не отключался трансформатор Т2. МТЗ его должна иметь выдержку t2>t1 на величину ступени селективности Dt. Значение ступеней селективности должно быть таким при котором защита на повреждённом участке срабатывает раньше чем истечёт время защиты на вышестоящем по отношению к повреждённому участку. Т.е. должны учитываться следующие соотношения:

Dt=tоткл.+Dtр.в1+Dtр.в2+tзап.  [5]

tоткл. – время выключения выключателя от момента подачи импульса на отключающую катушку до момента гашения дуги.

Dtр.в1 ,Dtр.в2 – погрешности реле времени защиты повреждённого и последующего элемента.

Tзап. – время запаса учитывающее неточность регулирования защиты.

Dt=0,4 … 0,6 сек.

40. токовая отсечка.

Называется МТЗ выполненная с мгновенным действием или выдержкой времени для селективности в пределах действия токовая отсечка отстраивается:

-от токов КЗ на низкой стороне трансформаторов

-от пусковых токов эл. двигателей

-от токов КЗ в конце линии или в начале следующего участка

Характер изменения тока КЗ при удалении места КЗ от источника питания.

Чтобы отсечка не срабатывала при повреждении несмежной линии ток срабатывания реле должен удовлетворять условию  Iср.>Кнад.*Ксх*Iк.max\Кт.т.

Iк.max – ток КЗ в конце защищаемой линии или за трансформатором.

Кнад. – коэффициент надёжности.

Зону действия определяют графически. Вычисляют токи, проходящие при КЗ в начале и конце линии ,а также в К2 … К4. Строят кривую изменения ТКЗ в зависимости от удалённости места КЗ от источника питания.

Определяют ток срабатывания отсечки и на том же рисунке строят прямую тока срабатывания. Точка пересечения прямой с кривой определяют конец зоны действия отсечки.

Коэффициент чувствительности отсечки определяют по формуле

Кч.=Iк.min/Iср.защ  [4]

Токовая отсечка обычно защищает только часть линии, поэтому она применяется как дополнительная.

При сочетании токовой отсечки с МТЗ получается ступенчатая по времени токовая защита. Первая ступень (отсечка) действует мгновенно, последующие ступени с выдержкой времени. Этому отвечает реле РТ80 с зависимой характеристикой времени и встроенным элементом эл магнитной отсечки.

41. защита отдельных элементов системы электроснабжения (защита эл. двигателя)

Защита эл двигателей.

На большинстве предприятий обычно применяют асинхронные и синхронные эл. двигатели различных мощностей и напряжений.

Рассмотрим особенности защиты высоковольтных двигателей мощностью >100кВт.

Эл. двигатели мощностью <300кВт ,устанавливаемые на неответственных механизмах могут защищаться предохранителями ПК. При кратности пускового тока равной 6 … 7 и ниже ,предохранители выбирают по кривым.

По оси абсцисс откл. ТКЗ Iк соответствующие пусковым токам двигателя ,по оси ординат – время плавления tпл выбранной вставки ,которое должно быть > времени ,необходимого для разгона двигателя (максимум 40-60оС).

На кривых указаны номин. токи плавкой вставки предохранителей которые должны быть > Iн.

Применение высоковольтных плавких предохранителей для защиты от ТКЗ снижает надёжность т.к. при перегорании одного может привести к выходу из строя защищаемого эл. двигателя.

Применяются следующие виды защиты:

-защита от междуфазных КЗ – ток защиты отстраивается от max значения периодической составляющей пускового тока с введением коэффициента надёжности. Для РТМ Кнад=1,4 … 1,6 для РТ-40  Кнад=1,8 … 2

Iср.р.=Кнад*Ксх.*Iпуск./Кт.т.

-защита от однофазного замыкания на землю – устанавливается только для двигателей с током замыкания на землю больше 10А. Осуществляется на трансформаторах тока действующих через реле Т на промежуточное реле П и далее на катушку отключения.

-защита от токов перегрузки – осуществляет реле РТ-80 с зависимой от тока выдержкой времени включения ,так же как и реле МТЗ РТМ на разность токов. Защита от перегрузки действует на сигнал или на отключение в зависимости от положения переключателя ПУ. Устанавливается она на двигателях когда возможны перегрузки по техническим причинам или тяжёлые условия пуска и самозапуска.