Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы менеджмента" (Содержание дисциплины. Учебно-методические материалы по дисциплине)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1.  Цель преподавания дисциплины – помочь обучающимся овладеть знаниями научных основ управления субъектами хозяйствования в процессе формирования у них современного экономического мышления, а также привить им умение и отдельные навыки выполнения некоторых видов управленческой работы.

1.2.  Задачи изучения дисциплины.

Программа курса включает изучение основополагающих идей управления, сущности и механизма управления, его основных категорий, методов и средств обеспечения принятия управленческих решений, содержание приемов и умений руководителя-профессионала, научных основ подготовки и эффективной организации их труда, условий и методов создания целостных, эффективных и гибких систем управления субъектами хозяйствования. Особое внимание уделяется изучению основополагающих идей теории организаций, что позволяет сформировать у обучающегося представление о социально-экономических системах и процессах, выступающих в качестве подсистемы механизма управления (объекта управления). В результате обучения студенты учатся: ориентироваться в существующих старых и современных организационных и правовых формах субъектов хозяйствования, определять модели организаций как объектов управления; составлять общие цели и задачи совершенствования системы управления в соответствии с требованиями, предъявляемыми извне; формировать стратегию и механизм управления; совершенствовать тактику управления деятельностью организации – проектировать организационные структуры управления, правильно применять методы управления в конкретных условиях, проектировать технологию принятия управленческих решений и рациональную рабочую среду в системе управления, применять вычислительную технику.

1.3.  Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

1.  Основы экономической теории.

2.  Высшая математика

3.  Информатика, программирование на ЭВМ.

2.   Содержание дисциплины.

2.1.  Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

Таблица 1

№№

пп

Наименование тем, их содержание

Объем в часах

ЗМТ

Сокр.

Полн.

1

История развития менеджмента.

Генезис управления. Содержание управленческих революций. Эпохи развития менеджмента в 20-м веке и соответствующие им доктрины: доктрина «отношений с общественностью»; доктрина «человеческих ресурсов»; доктрина «организационного гуманизма».

2

СРС 2

2

СРС

2

2

Проведение научных исследований в менеджменте.

Функции исследования. Этапы проведения исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Репрезентативность исследования. Разработка программы исследования. Методы сбора информации. Методы организации коллективной работы экспертов. Методы обработки информации. Шкала как способ измерения изучаемого свойства. Классификация шкал. Требования, предъявляемые к разработке шкал. Составление отчета. 

СРС

4

2

СРС 2

3

Менеджмент как наука.

Объект и предмет науки управления. Научное управление. Бюрократические теории. Сущность и принципы классического (административного) менеджмента. Поведенческие науки (бихевиористическая школа). Школа человеческих отношений. Теория управления наших дней. Структура менеджмента.

СРС 4

СРС

4

4

Управление и системы.

Общие понятия о системах. Классификация систем. Определение и признаки социально - экономической системы. Сущность понятия «большая система». Декомпозиция больших систем. Свойства больших систем: неаддитивность, эмерджентность, синергичность, мультипликативность, целостность, обособленность, централизованность, адаптивность, совместимость, обратная связь. Система управления предприятием.

2

СРС

2

СРС

4

5

Основные понятия и категории менеджмента.

Сущность понятий «управление» и «менеджмент». Взаимосвязь понятий и категорий управления. Объективные законы в менеджменте. Общие законы управления. Принципы управления. Цели управления. Задачи управления. Методы управления.

СРС

4

СРС

4

6

Управление как функция.

Сущность понятия «управленческая функция». Содержание основных управленческих функций «планирование», «организация», «мотивация», «контроль» и «координация».

СРС

2

2

СРС

2

7

Выработка, принятие и реализация управленческих решений.

Сущность понятия «управленческое решение». Требования, предъявляемые к управленческому решению. Классификация управленческих решений. Этапы принятия и реализации управленческих решений.

2

СРС

1

СРС

1

8

Менеджмент как процесс.

Информация, ее свойства и роль в процессе управления. Классификация информации. Коммуникации в управлении. Направление коммуникаций Элементы коммуникаций. Модели коммуникаций. Типы коммуникаций. Технические средства управления.

СРС

2

СРС

2

9

Менеджмент- это люди, управляющие организацией.

Коллектив как социальный объект управления. Феномен лидерства. Динамика развития коллектива. Власть и полномочия. Стили управления. Понятие организационной культуры.

СРС

2

СРС

2

10

Организация как объект управления.

Сущность понятия «организация». Параметры ее описания. Классификация организаций. Понятие хозяйственной организации. Понятие предприятия. Понятие юридического лица (признаки юридического лица). Классификация хозяйственных организаций. Организационно-правовые формы организаций. Модели организаций как объектов управления.

СРС

2

СРС

2

11

Менеджмент как аппарат управления.

Сущность и содержание организационных структур управления компаниями. Виды организационных структур управления. Проектирование организационных структур управления. Содержание организационной работы.

СРС

2

СРС 2

12

Менеджмент как искусство управления

Управленческие технологии. Управление по целям (целеполагание). Управление по результатам. Управление на базе потребностей и интересов. Управление путем постоянных проверок и указаний. Управление в исключительных случаях. Управление на базе «искусственного интеллекта». Управление на базе активизации.

СРС

1

СРС

1

Всего:

6

6

Самостоятельная работа студентов (СРС):

28

28

Итого:

34

34

2.2.  Практические занятия, их содержание и объем в часах.

Таблица 2

№№

пп

Наименование тем, их содержание

Объем в часах

змт

Полн.

Сокр.

1

История развития менеджмента.

Генезис управления. Содержание управленческих революций. Эпохи развития менеджмента в 20-м веке и соответствующие им доктрины: доктрина «отношений с общественностью»; доктрина «человеческих ресурсов»; доктрина «организационного гуманизма».

СРС

1

СРС

1

2

Проведение научных исследований в менеджменте.

Функции исследования. Этапы проведения исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза. Репрезентативность исследования. Разработка программы исследования. Методы сбора информации. Методы организации коллективной работы экспертов. Методы обработки информации. Шкала как способ измерения изучаемого свойства. Классификация шкал. Требования, предъявляемые к разработке шкал. Составление отчета. 

СРС

1

СРС

1

3

Менеджмент как наука.

Объект и предмет науки управления. Научное управление. Бюрократические теории. Сущность и принципы классического (административного) менеджмента. Поведенческие науки (бихевиористическая школа). Школа человеческих отношений. Теория управления наших дней. Структура менеджмента.

1

СРС

1

0,5

СРС

1

4

Управление и системы.

Общие понятия о системах. Классификация систем. Определение и признаки социально - экономической системы. Сущность понятия «большая система». Декомпозиция больших систем. Свойства больших систем: неаддитивность, эмерджентность, синергичность, мультипликативность, целостность, обособленность, централизованность, адаптивность, совместимость, обратная связь. Система управления предприятием.

1

СРС

1

СРС

1

5

Основные понятия и категории менеджмента.

Сущность понятий «управление» и «менеджмент». Взаимосвязь понятий и категорий управления. Объективные законы в менеджменте. Общие законы управления. Принципы управления. Цели управления. Задачи управления. Методы управления.

0,5

0,5

6

Управление как функция.

Сущность понятия «управленческая функция». Содержание основных управленческих функций «планирование», «организация», «мотивация», «контроль» и «координация».

0,5

0,5

7

Выработка, принятие и реализация управленческих решений.

Сущность понятия «управленческое решение». Требования, предъявляемые к управленческому решению. Классификация управленческих решений. Этапы принятия и реализации управленческих решений.

1

0,5

СРС

2

8

Менеджмент как процесс.

Информация, ее свойства и роль в процессе управления. Классификация информации. Коммуникации в управлении. Направление коммуникаций Элементы коммуникаций. Модели коммуникаций. Типы коммуникаций. Технические средства управления.

СРС

2

СРС

2

9

Менеджмент- это люди, управляющие организацией.

Коллектив как социальный объект управления. Феномен лидерства. Динамика развития коллектива. Власть и полномочия. Стили управления. Понятие организационной культуры.

СРС

2

СРС

2

10

Организация как объект управления.

Сущность понятия «организация». Параметры ее описания. Классификация организаций. Понятие хозяйственной организации. Понятие предприятия. Понятие юридического лица (признаки юридического лица). Классификация хозяйственных организаций. Организационно-правовые формы организаций. Модели организаций как объектов управления.

СРС

2

СРС

2

11

Менеджмент как аппарат управления.

Сущность и содержание организационных структур управления компаниями. Виды организационных структур управления. Проектирование организационных структур управления. Содержание организационной работы.

СРС

2

СРС

2

12

Менеджмент как искусство управления

Управленческие технологии. Управление по целям (целеполагание). Управление по результатам. Управление на базе потребностей и интересов. Управление путем постоянных проверок и указаний. Управление в исключительных случаях. Управление на базе «искусственного интеллекта». Управление на базе активизации.

СРС

1

СРС

1

Всего:

4

2

Самостоятельная работа студентов (СРС):

13

15

Итого:

17

17

2.3. Лабораторные занятия, их содержание и объем  в часах.

Таблица 3.

№№

пп

Наименование тем, их содержание

Объем в часах

1

2

3

4

1

Задачи.

Анализ соотношения «затраты - объем выпуска- прибыль» и равновесный анализ

2

2

1

2

3

4

2

Задачи.

Анализ позиций компании в конкурентной борьбе.

2

СРС2

3

Задачи.

Формирование и оценка «инвестиционного портфеля», состоящего из двух видов рисковых ценных бумаг.

СРС3

СРС3

4

Задачи.

Анализ чувствительности и оценка доходности инвестиционных проектов.

СРС3

СРС3

5

Задачи.

Принятие управленческих решений в условиях неполной информации.

СРС2

СРС2

6

Задачи.

Метод динамического программирования при решении оптимизационных задач.

СРС2

СРС2

7

Задачи.

Выбор перспективного ассортимента с использованием теории нечетких множеств.

СРС1

СРС1

8

Задачи.

Прогнозирование объема продаж.

СРС2

СРС2

Всего:

4

2

Самостоятельная работа студентов (СРС):

13

15

Итого:

17

17

2.4. РГР, контрольная работа, реферат.

Необходимым элементом учебного процесса является выполнение студентом контрольной работы, помогающее ему закрепить и углубить полученные на лекциях и семинарских занятиях знания и в известной степени подытоживающее индивидуальное освоение материалов курса.

Контрольная работа состоит из теоретического вопроса и двух задач. Теоретический вопрос носит реферативный характер. Центральным моментом является положение об общей для всех студентов задаче: максимально изучить и изложить в письменной форме необходимый теоретический материал по теме, предложенной преподавателем. Сформулированная таким образом задача – это проблема, в процессе решения которой студентом используются все знания, полученные в лекционном курсе, на семинарах и в процессе индивидуальной работы над темой.

3.  Курсовой проект (работа). Его характеристика.

Курсовой работы нет.

4.  Учебно-методические материалы по дисциплине.

Основная литература

1.  Абчук В. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – СПб.: Союз, 1999.

2.  Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993.

3.  Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.

4.  Венделин М.П. Подготовка и принятие управленческих решений. М., 1981.

5.  Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. –мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. – М.:ИНРА-М, 2000.

6.  Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984.

7.  История менеджмента: Учебное пособие /Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. История менеджмента: Учебное пособие /Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

8.  Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ, 1999.

9.  Киллен К. Вопросы управления. М.,1981.

10.  Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. Т.1,2.

11.  Ладанов И.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки

Похожие материалы

Информация о работе