Организация работы с документами на уроке

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Организация работы с документами

на уроке


СПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДО-

кументов является на сегодня одной из наиболее актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация работы с ним.

Обобщив опыт многих лет работы, мы составили хрестоматию «Основные события отечественной истории второй половины 40-х - начала 90-х годов в документах и оценках современников». Документы и материалы расположены в хронологической последовательности в соответствии с программой к курсу новейшей истории Отечества. Они содержат достоверную научно-образовательную информацию о наиболее важных, на наш взгляд, сложных и проти-зоречивых процессах в истории страны.

Ряд документов содержит дополнительные, не используемые в учебной литературе, данные, что помогает более глубоко понять особенности той или иной проблемы или исторического события. Автор отказался от одностороннего изображения истории, поэтому наряду с правительственными постановлениями, указами и другими документами предлагают-| ся оценки современников, содержащиеся в прессе, мемуарах.

После документа или группы документов оаны вопросы и задания. Они помогают ученичкам проанализировать документ, определить .позицию автора, сравнить ее с собственной ■денкой. Вопросы предусматривают разные ровни самостоятельной работы: это и знание


фактов, и их трактовка, и высказывание собственных суждений и убеждений.

Ниже приведены отрывки из хрестоматии, посвященные периоду «оттепели».

Ф. Бурлацкий «Хрущев. Штрихи к политическому портрету»

«Хрущев пришел к власти не случайно и одновременно случайно. Не случайно потому, что он был выразителем того направления в партии, которое в других условиях, и, вероятно, по-другому оказалось представлено такими во многом непохожими деятелями, как Дзержинский, Бухарин, Рыков, Рудзутак, Киров. Это были сторонники развития нэпа, демократизации, противники насильственных мер в промышленности или в сельском хозяйстве, а тем более в культуре. Несмотря на жестокие сталинские репрессии, это направление никогда не умирало. В этом смысле приход Хрущева был закономерным.

Но, конечно, здесь был и большой элемент случайности. Если бы Маленков не столкнулся с Берия, если бы «сталинская гвардия» сплотилась в 1953 году, а не в июне 1957 года, не быть бы Хрущеву лидером. Сама наша история могла пойти по несколько иному руслу. Нам трудно сделать это допущение, но на самом деле все висело на волоске.

И все же история сделала правильный выбор. ■ То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Все более нищавшая и, по сути, полуразрушенная деревня, технически отстававшая промышленность, острейший дефицит жилья, низ-


кии жизненный уровень населения, миллионы заключенных в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира - все это требовало новой политики, радикальных перемен».

Ф.М. Бурлацкий в 60-е гг. работал в аппарате ЦК КПСС.

Вопросы

1.  Как автор объясняет причины прихода Н. Хрущева к руководству партией и государ ством?

2.  Можно ли согласиться с утверждением Ф. Бурлацкого, что Хрущев являлся продолжа телем демократических традиций в партии, но сителем которых были Дзержинский, Бухарин, Киров?

3.  Согласны ли Вы, что экономические и по литические трудности обусловили приход к власти лидера типа Хрущева?

4.  Можно ли вообще утверждать о какихлибо закономерностях" в этом процессе?

5.  Возможна ли была победа другого поли тического деятеля, а не Хрущева?

Н. Хрущев «Воспоминания»

«Если культ Сталина не будет осужден, его вредные последствия не будут преодолены, а ленинские принципы партийной и государственной деятельности не будут восстановлены, то это грозит отрывом партии от масс, серьезными нарушениями советской демократии и революционной законности, замедлением экономического развития страны, ухудшением благосостояния трудящихся, ослаблением международных позиций Советского Союза, ухудшением отношений с другими странами и другими серьезными последствиями. Что же касается трудностей, с которыми партия может встретиться, если она открыто скажет народу всю правду, то здесь надо верить, что линия партии будет правильно понята народом».

Вопросы

1. Почему Н. Хрущев считал обязательным выступление с докладом «О культе личности и его последствиях»? Согласны ли Вы с ним?

2. Как Вы объясните, почему Н. Хрущев, гово ря о необходимости сказать народу правду, так и не ознакомил массы с содержанием доклада?

3. Каким перед Вами предстает Н. Хрущев?

Н. Хрущев <<О культе личности и его последствиях»

«Мы должны серьезно разобрать и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело мес-


то при жизни Сталина, который проявил полну:-: нетерпимость

Похожие материалы

Информация о работе