Активность человека: Учебно-методическое пособие (Роль вненаучных знаний в процессе познания. Психологические аспекты активности человека)

Страницы работы

52 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Дальневосточный государственный технический университет

Владивостокский государственный медицинский университет

АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (УМО) в качестве учебно-методического пособия для студентов и преподавателей технических вузов региона

Владивосток 2000


УДК 613.863 (07)

А433

Активность человека: Учебно-методическое пособие /Сост.: Т.В. , В.М. , Ю.В. , В.В. . -Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000. - 40 с.

Даны основные понятия и представления о человеке как о субъекте познания и способах повышения его активности с позиций современной концепции: естествознания, с биоэнергетической точки зрения.

Для студентов и преподавателей технических университетов и других учебных заведений.

Под общей редакцией профессора Ю.В. а

Методические указания печатаются с оригинал-макета, подготовленного авторами Редактор Е.П. Горовенко Технический редактор И.Д. Стукалова Подписано в печать 14.04.2000 г. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Усл. п.л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 300 экз. Заказ 079. Цена «С»

Отпечатано в типографии издательства ДВГТУ Владивосток, ул. Пушкинская, 10.

ISBN 5-7596-0208-Х                (С)   Изд-во ДВГТУ, 2000


УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ

Что такое здоровье? Ответ на этот вопрос дал выдающийся врач С.П.Боткин (1832-1989), заключив, что здоровье - это равновесие между организмом и внешней средой. С.П.Боткин рассматривал здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции к различным внешним условиям, как функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здорового потомства. Следовательно, уже тогда, в 1886 г., он выделял два уровня здоровья: индивидуальное здоровье и популяционное.

Индивидуальное здоровье подразумевает, что здоровый человек имеет здоровый мозг, здоровое тело и здоровый дух. Здоровый мозг - это здоровая центральная нервная система (ЦНС), которая является ядром личности. Здоровый человек всегда имеет сильную ЦНС [5].

Тело - это физиологические рецепторы, собирающие информацию о внешней среде, которые являются периферией личности. В 1996 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) определены следующие критерии здоровья: умение получать положительные эмоции и учиться; умение сконцентрироваться и хорошая память; развитый мыслительный аппарат и умение управлять отрицательными эмоциями; положительное восприятие себя и своей внешности.

Здоровый дух, по ВОЗ, подразумевает восприятие человеком своей жизненной позиции и стремление реализовать свои цели, надежды.

Следующий шаг в понимании здоровья, уже на космопланетарном уровне, сделал А.Л.Чижевский (1923). Он известен как ученый, который на уровне популяции связал "солнцедеятельность" с эпидемиями на Земле. Однако главное направление работ А.Л.Чижевского - это показать взаимосвязь биосферы Земли с Космосом, показать (то, что сейчас доказано) большую зависимость нашего здоровья от глобальных космопланетарных процессов. "Жить - это значит пропускать через себя поток космической энергии". Таким образом, А.Л.Чижевский добавил к индивидуальному и популяционному уровня здоровья еще и глобальный уровень понимания этой проблемы.

В концепции В.И.Вернадского о ноосфере, человек "впервые становится крупнейшей геологической силой", что перекликается с идеей космического разума Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, Н.К.Рериха, Е.П.Блаватской и других мыслителей. В процессе ноосферогенеза определяется такое явление, как снижение резервов здоровья на всех трех уровнях. Так, на индивидуальном уровне растет психофизиологическое утомление увеличивается число хронических заболеваний, сокращается продолжительность жизни и др. На популяционном уровне отмечается рост количества генетических дефектов появляются новые формы патологии (СПИД, лихорадка Эбола и др.). Можно однозначно утверждать, что не может быть хорошего (высокого) уровня индивидуального здоровья, без хорошего (высокого) уровня популяционного и глобального здоровья.

Академик В.П.Казначеев считает, что жизненный цикл человека - это реализация двух эволюционных программ. Первая - биологического бессмертия - заключается в продолжении рода, вторая - духовного бессмертия - в творческом вкладе индивида в развитие человечества.

На первую биологическую программу влияют следующие факторы: сон, питание, отдых, работа, секс, спорт, интоксикации и аллергия. Как видно, все эти факторы контролируемые и управляемые. Существует масса научно-популярных изданий, объясняющих как регулировать эти факторы, как их нормализовать, что считать нормой, а что разрушает индивидуальное здоровье.

С духовной (интеллектуальной) программой бессмертия все сложнее. Мы даже не знаем, что является носителем творческой (интеллектуальной) информации человека, просто указываем ЦНС.

Природа не оригинальна, поэтому и биологическая и духовная программы предполагают физическое и психическое здоровье. Иначе говоря, у каждого человека есть призвание, есть талант

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
262 Kb
Скачали:
0