Изучение развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга» (Дипломная работа без списка литературы и приложений)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

рассказ по сюжетной картинке выделенным группам  респондентов:

Группа 1. - дети, занимающиеся по программе «Радуга»;

Группа 2.-  дети, занимающиеся по комплексной программе.

Для изучения развития речи мы предложили детям следующее задание - составить рассказ по сюжетной картинке.

Исследования, проведенные нами,  позволили выявить следующие результаты (Приложение 4).

В группе 1, у большинства детей (87% опрошенных), занимающихся по программе «Радуга» преобладают показатели  очень высокого и высокого уровня развития устной речи  (рис. 1).

Качественный анализ текстов показал, что большая часть респондентов первой группы использовала в своем рассказе разнообразные части речи, устная речь отличалась фонетической грамотностью.  У детей  отмечены навыки словообразования и формообразования, поскольку грамотно использованы падежные окончания слов, суффиксы и приставки для образования новых слов, дети осознают понятие рода и числа в словах. Пересказ детей осуществлялся с использованием сложных форм предложения.

Особо отметим, что в 1 группе отсутствуют дети с низким уровнем развития речи.

В группе 2,  детей, занимающихся по комплексной программе у половины воспитанников (56% опрошенных) преобладает высокий и очень высокий  уровень развития речи.  У  22 % детей второй группы  в равной степени, средние и низкие показатели уровня развития речи.

Респонденты данной группы затруднялись составлять свободный рассказ. Речь отличалась ограниченным лексическим запасом, респонденты  использовали ограниченное количество частей речи. Не все дети понимают и применяют родовые окончания, формы слов однообразны и отличаются скупостью, в рассказе  ребята практически не употребляли сложные предложения, в меньшей степени сформулированы предложения с однородными частями речи.

Сравнительный анализ уровня развития речи детей экспериментальной и контрольной групп представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня развития речи у старших дошкольников

Таким образом, на первом этапе исследования  дети экспериментальной группы  достаточно свободно сочиняют и рассказывают текст, используя синонимы, однородные члены предложения. Можно выделить высокий уровень фонетической грамотности респондентов экспериментальной группы, ребята правильно произносят слова, ставят ударения.  Респонденты данной группы легко вступали в диалог, составляли сюжетные рассказы. Синтаксический строй речи  наполнен простыми и сложными предложениями, в предложениях выделены подлежащие и сказуемые, однородные члены.

2.3.2. Анализ исследований по методике «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования речи»

И.В Дубровина

Следуя задачам нашей работы, мы использовали методику «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи» И.В. Дубровиной.  Респондентам двух групп предложено  прослушать  рассказ, содержащий   новые и незнакомые слова

Похожие материалы

Информация о работе