Последствия вступления Украины во Всемирную торговую организацию

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Эстонии после вступления в ВТО прямые иностранные инвестиции возросли с 282 млн. долл. США в 1999 году до 594 млн. долл. США в 2001 году. За расчетами международных экспертов, лишь в год вступления страны в ВТО иностранные инвестиции в среднем (при других равных условиях) повышаются на 1,2% ВВП. Это довольно серьезный эффект, если учесть, что средний уровень прямых иностранных инвестиций в странах, которые развиваются, составляет 1,5% ВВП.

Существует ошибочное убеждение, что уменьшение торговых барьеров (импортных тарифов), наоборот, делает нецелесообразным инвестирование в производство, ориентированное на внутреннее потребление, поскольку товары можно почти беспрепятственно завезти из других стран. Однако, опыт других стран свидетельствует, что уменьшение ставок импортной пошлины не приводит к сокращению объемов иностранных инвестиций и не влияет существенно на поведение инвесторов. Не вызывает сомнений привлекательность для инвестирования экспорто-ориентированных областей Украины.

Не во всех странах вступление в ВТО сопровождается существенным увеличением иностранных инвестиций. Так, после вступления в ВТО Киргизстану и Молдовы не наблюдалось роста иностранных инвестиций в первые годы. Это может быть объяснимо тем, что качество инвестиционного климата определяют также другие важные факторы, такие как: общая эффективность макроэкономической политики, политическая стабильность, эффективность налоговой системы и системы обеспечения прав частной собственности и т.п.

Создание предпосылок для расширения сотрудничества с Европейским союзом 

Согласно статей 4,5,9 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между  Украиной и Европейским Союзом членство Украины в ВТО является необходимой предпосылкой либерализации режима торговли между Украиной и ЕС, начинание переговоров из создание зоны свободной торговли и обеспечение постепенной интеграции Украины к Европейскому Союзу путем подготовки и составление Соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС. Расширение ЕС, в результате которого 10 стран - торговых партнеров Украины вошли в Общий европейский рынок, порождает новые аргументы в пользу скорейшего вступления в ВТО. Европейский союз автоматически распространяет квоты на импорт украинской продукции на новых члены. Например, в 2004 году Европейская комиссия установила квоту на импорт стали из Украины в размере 184 550 тонн, в то время как объем экспорта стали из Украины в страны-кандидатов на вступление в ЕС составляет приблизительно 800 000 тонн. Поэтому, украинские производители находятся под угрозой потерь значительных рынков сбыта в расширенному ЕС. Участие в ВТО поможет избегнуть количественных ограничений на экспорт украинской продукции к ЕС, поскольку такие ограничения в рамках ВТО запрещено.

Либерализация доступа украинских товаров на рынки мира

Украинские производители получат дополнительные возможности экспорта продукции вследствие внедрения режима наибольшего содействия (РНС) относительно украинских товаров в торговом пространстве всех стран-членов ВТО (152 стран мира, частица которых в мировой торговле составляет около 95%). Внедрение РНС относительно товаров, которые походят из Украины, означает, что они будут поставляться на рынки стран ВТО на не менее удобных условиях, чем товары из других стран.

На данном этапе торговые партнеры Украины применяют режим наибольшего содействия к украинской продукции добровольно и на временной основе. Тем не менее, нет ни одной гарантии, что такие преференции будут сохраняться и в дальнейшем. Для примера, США каждый год просматривают целесообразность распространения режима наибольшего содействия на товары, которые походят из стран СНГ, в т.ч. - из Украины. В случае вступления в ВТО режим наибольшего содействия будет распространенно на украинские товары всеми членами ВТО. Уменьшение тарифных и нетарифных ограничений доступа украинских товаров практически на все важнейшие товарные рынки развитых стран мира будет оказывать содействие увеличению объемов реализации украинской продукции, а, итак, росту производства в экспорто-ориентированных областях.

Вместе с тем, товары, произведенные в странах ВТО, получат более свободный доступ на украинские рынки. Возрастет конкуренция между отечественными и иностранными производителями, которая может вызвать сокращение производства конкурентоспособных отечественных предприятий и областей. В долгосрочном периоде это будет оказывать содействие рациональному перераспределению ресурсов между областями и предприятиями от неэффективных до конкурентоспособных. Тем не менее, в краткосрочном периоде возможное обострение экономических и социальных проблем, поскольку возникнет необходимость трудоустройства высвобожденных работников, реструктуризации производства и поиска, необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

Впрочем, уменьшение импортных пошлин и, как следствие, стоимости импорта не следует рассматривать лишь как угрозу национальному производителю. Много производителей самые являются потребителями импортированной продукции. Общее удешевление ресурсов для производства уменьшит себестоимость

Похожие материалы

Информация о работе