Испытание изоляции крупных электрических машин, страница 7

- невысокая нагревостойкость связующего и подложки, а также ограничение маслостойкости;

- явление миграции изоляции, т.е. смещение слоев изоляции за границу активной стали статора и отделение поверхностных слоев ленты.

Таким образом, проблема повышения надежности изоляции решает ся в первую очередь путем перехода на термореактивные связующие, свойства которых мало зависят от температуры и во много раз механически прочнее по сравнению с термопластической изоляцией [30,31]. Современная термореактивная изоляция для электрических машин имеет высокую механическую прочность, не размягчается при повышении температуры и не требует компаундирования в процессе изготовления. Кроме того, изоляция имеет рабочую температуру 120 0С, выполняется гильзовой. Свойства термореактивной изоляции определяются природой применяемого при ее изготовлении связующим материалом – это эпоксидная и полиэфирная смолы, которые после полимеризации при температуре 50 0С и выше в процессе запечки, становятся твердыми, практически нерастворимыми и не подвергаются размягчению. Запечка проводится полностью уложенной изоляции в специальные пресс-формы, охватывающие профиль пазовой и лобовой частей изоляции каждого стержня, или в горизонтальных котлах с зажатыми в пресс-формы стержнями. Запечка может осуществляться также в статоре машины. Механическая прочность связующего материала высокая, высокая и электрическая прочность, что позволяет использовать в изоляции менее дефицитные подложки и барьеры, чем слюда, такие как слюдинит или стеклослюдинит. Однако, наблюдается растрескивание термореактивной изоляции под действием электродинамических усилий и механических ударов [32]. В зарубежной практике нашли весьма широкое распространение такие композиции изоляционных конструкций как ТЕРМОЛАСТИК, МАЙКАПЭЛ, ИЗОТЕНАКС и др. В СНГ разработаны три типа изоляции для крупных машин: СЛЮДОТЕМ, изготовляемый заводом «Электросила», МОНОЛИТ – заводы «Уралтяжмаш», «Сибэлектротяжмаш», ВЭС – производство «Электротяжмаш». Типы главной изоляции электрических машин и их характеристики даны в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Типы изоляции и их характеристики для крупных электрических машин

Тип изоляции

Изготовитель

Класс нагревост.

Эл.проч. при200С кВ/мм

tgd при 20/ 1300С

Проч. на разрыв 20/1300С

Микалента

-

В

17-20

3/15

680/110

Монолит-1

Уралэл.тяжмаш

В

34

1/5

1100/400

Монолит-2

Сибэл.тяжмаш

F

26-32

2/7

1100/400

ВЭС-2

Эл.тяжмаш

B

28

1/8

900/500

Слюдотерм

Электросила

B

22-25

1/6

800/400

Стеклоэскапон

РЭЗ

B-F

50

8/15

300/-

Термаластик

Вестигауз (США)

B

16**

1,2/3

470/195

Майкапэл

Дженерал-Эл.

B

22**

1,5/6

1800/590

Изотенакс

Альстом (Фр.)

B

27,5

1/15

915/355

Орлитерм

Эрликон(Шв-р)

-

48

0,5/1,0

1400/1400

Силкофлекс*

Алис-Чалмерс (США)

H

25

0,1/0,5

600/-

Фуджихарц

Фуджи (Япон.)

-

25

1/5

650/850

*) без слюдяная изоляция;

**) одноминутная электрическая прочность

Отечественная термореактивная изоляция изготавливается двумя способами:

изолирование шин пропитанными лентами с последующей опрессовкой готовых стержней или секций, так выполняют слюдотерм и ВЭС;

изготовление шин сухими лентами с последующей пропиткой термореактивным связующим готовых стержней или секций, так изготовляют монолит.