Испытание изоляции крупных электрических машин, страница 3

При профилактических испытаниях, начиная с 50-х годов, хорошо зарекомендовал себя способ испытания главной изоляции высоковольтных машин повышенным выпрямленным напряжением [12]. За этот период способ был несколько раз рационализирован и в настоящее время уже накоплен эксплуатационный опыт, позволяющий судить об эффективности и отсутствии старения во время испытания. Так опыт Ленэнергоремонт, Донбассэнерго, Дальэнергоремонт и др. показал, что к одним дефектам более чувствительно выпрямленное напряжение, а к другим – переменное повышенное напряжение 50 Гц [1]. Дефекты в лобовой части изоляции обмотки машины лучше выявляются выпрямленным повышенным напряжением, так как оно способно на поверхности диэлектрика создавать объемный заряд, который хорошо перераспределяет напряженность электрического поля по толщине изоляции, становясь чувствительным к различным дефектам. В пазовой части изоляции обмотки электрической машины более эффективно  обнаруживает дефекты повышенное переменное напряжение в течение 1 мин. Большинство специалистов считают полезным применение выпрямленного напряжения в качестве испытательного. Они отмечают, что нет идентичности распределенной напряженности электрического поля в изоляции при испытаниях и при воздействии перенапряжения в эксплуатации, а также отсутствует испытание пазовой части изоляции [1, 3 – 18]. Главная изоляция высоковольтных машин в ряде случаев может подвергаться воздействию волн перенапряжений, имеющих характер импульсов внешнего или внутреннего перенапряжения (микросекундного или миллисекундного диапазона длительности) [11, 21 – 25]. Величина импульсного перенапряжения, действующего на главную изоляцию, равная (1,8 – 2,2) Uф, определяется уровнем остающегося напряжения Uост после срабатывания вентильного разрядника. Между тем главная изоляция электрических машин импульсным испытаниям не подвергается. В лучшем случае, иногда этому виду испытания подвергаются контрольные катушки или стержни, которые не укладываются в машину, а изоляция их заменяется, не зависимо от того, пробита она при импульсных испытаниях или нет. Среди специалистов широко распространено мнение, что изоляцию, испытанную импульсами, использовать в машинах нельзя. Принято считать, что уровень импульсной прочности изоляции в эксплуатации поддерживается и гарантируется испытаниями переменным напряжением промышленной частоты [11]. Однако, импульсное напряжение выявляет некоторые виды дефектов лучше, чем переменное напряжение промышленной частоты (дефекты в местах выхода катушек из стали статора, вызванные вибрациями, расслоение изоляции и др.). С этой точки зрения желательно ввести импульсные испытания главной изоляции, длительное время бывшей в эксплуатации [26,27].

В последнее время в СНГ и за рубежом предложены новые способы испытания высоковольтной изоляции электрических машин: трапециидальным повышенным напряжением (комбинированным) – завод «Электросила», напряжением сверхнизкой частотой 0,1 Гц – США, полупериодом напряжения 50 Гц – Нидерланды. Эти новые формы испытательных напряжений находятся в стадии опытного промышленного применения или лабораторных исследований. Данные, имеющиеся в литературе, не позволяют сделать заключение о преимуществе той или иной форме напряжения при испытаниях высоковольтной изоляции машин. Во-первых, эти способы не прошли опыт эксплуатации, во-вторых, авторы исследовали различные материалы, в-третьих все формы испытательных напряжений сравниваются с повышенным переменным напряжением 50 Гц и не сравниваются друг с другом [27].