Закон единства и борьбы противоположностей, его теоретическое содержание и методологическая роль в объяснении закономерностей бытия, страница 4

Теперь покажем, обращаясь к различным наукам и разделам философии, что д-кие про-сти, системы носят тотальный характер. Онтология и гносеология. Мир в целом в все в нем единство устойчивого (т-ного) и изменчивого (нет-ного), автономного и связанного (эффект границы), целостного и составного. Анализ и синтез; обыденное и научное, теоретическое знание. Космология. Если есть ситуация «расширяющейся Вселенной», следовательно, есть, была или будет ситуация «сжимающейся Вселенной». Физика. Положительные и отрицательные заряды частиц (атом как единства разных зарядов); притяжение и отталкивание (кстати, Земля живет поскольку выполняет два противоположных стремления: направляется к Солнцу и уходит от него – центростремительные и центробежные силы); свет как волна и частицы, электрон как частица и волна. Химия. Ассоциация и дисассоциация атомов. Биология. Поглощение и выделение продуктов жизнедеятельности. Дарвинская теория насквозь диалектична. Физиология. Возбуждение и торможение. Экономика. Спрос и предложение, покупатель и продавец. Общество. Борьба различных классов, слоев. Управляющие и подчиненные. Человек. Единство уникальности и общественности. Техника. В кораблестроении и самолетостроении пытаются совместить два противоположных требования. Устойчивости, ширины и быстроты, длины. (Боинг и ТУ, Конкор). Пример из Альтшуллера (сухой+мокрый уголь; техника уровня саморазвития). Обыденное сознание. Народная мудрость выражается в пословицах. Их анализ позволил прийти к выводу, что в них есть д-ка. Остановимся на двух доказательных примерах. (1) Оказывается, что практически 50 % поговорок имеют антонимы. Это говорит о том, что народная мудрость видит мир противоречиво, одновременно утверждая «да» и «нет». (С милым рай и в шалаше. – Бедному жениться и ночь коротка; Старая любовь не ржавеет – С глаз долой, из сердца вон). (2) В ряде пословиц д-ка носит очевидный характер: И смех, и грех; Свято место пусто не бывает; Держи карман шире; Подальше положишь, поближе возьмешь; В тихом омуте черти водятся). (Конечно, д-ка присутствует и в искусстве: «Похищенное письмо» Э. По:  хорошо спрятать – положить на видное место; у каждой женщины должна быть змея, это больше чем ты, это больше, чем я – еще не знала я тогда, что все мужчины сволочи; если хочешь, чтоб рядом была королева, постарайся сначала стать королем; два пальца вверх –это свобода, и это два пальца в глаза.)

В заключение, отметим еще проблему поспешных, подозрительных или возможно перспективных д-ких про-тей. Почти все из представленных выше примеров –проверенные временем и затертые в учебниках. Нижеследующие к ним не относятся, но они, по крайней мере, любопытны. вечность б-бы Добра и Зла (впервые об этом стал учить Зороастра, прав ли он и правы ли те люди, которые выбирают Зло как такое же вечное, а следовательно, необходимое начало мироздания, а может быть они ошибаются и на самом деле эту б-бу придумали мы?); существование двух извечных начал реальности: абиологического и биологического; «величие Ницше в том, что он здоровье делал мерилом болезни, а болезнь мерилом здоровья (стоит ли брать за образец предложенные здесь «убийственные» качели?)

Рассмотрим второе положение. Тотальность д-их систем и отношений дает право утверждать единство материи и движения, т.е. решать проблему источников изменения, развития, жизни. Эта проблема не была решена в метафизическом материализме. Например, зададимся вопросом, в чем причина вечного движения атомов Демокрита? Демокрит мог бы ответить (1) они заряжены вечной энергией (но какой и как?); (2) их движение от столкновений (но почему они начали сталкиваться?); (3) их движет вихрь (откуда берется вихрь?). Сходная проблема возникла для материализма на базе новых наук, когда в физике на первое место ставится статика, а не динамика (кстати, это вполне приемлемо для обыденного сознания: прежде чем книга двинет с этого стола, ее нужно подтолкнуть). Даже констатация единства материи и движения, например, у Гольбаха и Фейербаха в 18 и 19 вв. все-таки оставляла вопрос об источниках движения в силе. Все это, конечно, способствовало убедительности аргумента за Бога как источника движения.

Можно выделить две принципиальные возможности результата б-бы противоположностей. (1) Довольно длительное их сосуществование, например, атом (некоторые ученые даже называют его «вечным двигателем», за колоссальный срок жизни); Заметим, кстати, что сосуществование противоположностей в новом материализме применительно к общественной жизни не особо приветствовалось. Но сейчас все активнее говорят о продуктивности ориентации на что-то подобное, например, в отношениях человека с природой, между техногенными и нетехногенными цивилизациями, между «физиками» и «лириками». (2) Переход диалектической системы на другой качественный уровень. Возможность этого связана с тем, что во многих случаях одна из противоположностей оказывается сильнее. Этим, последним случаем мы переходим в область 2 з-на д-ки.