Закон единства и борьбы противоположностей, его теоретическое содержание и методологическая роль в объяснении закономерностей бытия, страница 2

Физика. Положительные и отрицательные заряды частиц (атом как единства разных зарядов); притяжение и отталкивание (кстати, Земля живет поскольку выполняет два противоположных стремления: направляется к Солнцу и уходит от него – центростремительные и центробежные силы); свет как волна и частицы, электрон как частица и волна;

Химия. Ассоциация и дисассоциация атомов.

Биология. Поглощение и выделение продуктов жизнедеятельности. Дарвинская теория насквозь диалектична.

Физиология. Возбуждение и торможение.

Экономика. Спрос и предложение, покупатель и продавец.

Общество. Борьба различных классов, слоев. Управляющие и подчиненные.

Человек. Единство уникальности и общественности.

Техника. В кораблестроении и самолетостроении пытаются совместить два противоположных требования. Устойчивости, ширины и быстроты, длины. (Боинг и ТУ, Конкор). Пример из Альтшуллера (сухой+мокрый уголь; техника уровня саморазвития).

Обыденное сознание. Народная мудрость выражается в пословицах. Их анализ позволил прийти к выводу, что в них есть д-ка. Остановимся на двух доказательных примерах. (1) Оказывается, что практически 50 % поговорок имеют антонимы. Это говорит о том, что народная мудрость видит мир противоречиво, одновременно утверждая «да» и «нет». (С милым рай и в шалаше. – Бедному жениться и ночь коротка; Старая любовь не ржавеет – С глаз долой, из сердца вон). (2) В ряде пословиц д-ка носит очевидный характер: И смех, и грех; Свято место пусто не бывает; Держи карман шире; Подальше положишь, поближе возьмешь; В тихом омуте черти водятся).

(Конечно, д-ка присутствует и в искусстве: «Похищенное письмо» Э. По:  хорошо спрятать – положить на видное место; у каждой женщины должна быть змея, это больше чем ты, это больше, чем я – еще не знала я тогда, что все мужчины сволочи; если хочешь, чтоб рядом была королева, постарайся сначала стать королем; два пальца вверх –это свобода, и это два пальца в глаза.)

В заключение, отметим еще проблему поспешных, подозрительных или возможно перспективных д-ких про-тей. Почти все из представленных выше примеров –проверенные временем и затертые в учебниках. Нижеследующие к ним не относятся, но они, по крайней мере, любопытны.

-  вечность б-бы Добра и Зла (впервые об этом стал учить Зороастра, прав ли он и правы ли те люди, которые выбирают Зло как такое же вечное, а следовательно, необходимое начало мироздания, а может быть они ошибаются и на самом деле эту б-бу придумали мы?)

-  существование двух извечных начал реальности: абиологического и биологического;

-  «величие Ницше в том, что он здоровье делал мерилом болезни, а болезнь мерилом здоровья (стоит ли брать за образец предложенные здесь «убийственные» качели?)

Рассмотрим второе положение. Тотальность д-их систем и отношений дает право утверждать единство материи и движения, т.е. решать проблему источников изменения, развития, жизни.

Эта проблема не была решена в метафизическом материализме. Например, зададимся вопросом, в чем причина вечного движения атомов Демокрита? Демокрит мог бы ответить (1) они заряжены вечной энергией (но какой и как?); (2) их движение от столкновений (но почему они начали сталкиваться?); (3) их движет вихрь (откуда берется вихрь?). Сходная проблема возникла для материализма на базе новых наук, когда в физике на первое место ставится статика, а не динамика (кстати, это вполне приемлемо для обыденного сознания: прежде чем книга двинет с этого стола, ее нужно подтолкнуть). Даже констатация единства материи и движения, например, у Гольбаха и Фейербаха в 18 и 19 вв. все-таки оставляла вопрос об источниках движения в силе. Все это, конечно, способствовало убедительности аргумента за Бога как источника движения.

Можно выделить две принципиальные возможности результата б-бы противоположностей.

(1)  Довольно длительное их сосуществование, например, атом (некоторые ученые даже называют его «вечным двигателем», за колоссальный срок жизни); Заметим, кстати, что сосуществование противоположностей в новом материализме применительно к общественной жизни не особо приветствовалось. Но сейчас все активнее говорят о продуктивности ориентации на что-то подобное, например, в отношениях человека с природой, между техногенными и нетехногенными цивилизациями, между «физиками» и «лириками».

(2)  Переход диалектической системы на другой качественный уровень. Возможность этого связана с тем, что во многих случаях одна из противоположностей оказывается сильнее.