О понятии «психологическая культура педагога»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

О понятии «психологическая культура педагога»

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «психологическая культура педагога». Представлена автором собственная интерпретация данного понятия  за счет введения дополнительных параметрических характеристик.

Ключевые слова: психологическая культура, педагог, аксиологический подход.

Abstract: The article discusses the main approaches to the definition of "psychological culture of the teacher." Presented by the author's own interpretation of this concept by introducing additional parametric characteristics.

Keywords: psychological culture, teacher, axiological approach.

Актуальность изучения психологической культуры педагога обосновывается  ведущей ролью психологической культуры в профессиональной деятельности педагога, так как его труд основан на возможности его личности к адекватному взаимодействию с окружающими, ведь в ходе целенаправленных внешних взаимодействий педагога на учеников происходит процесс воспитания, обучения и развития.

Несмотря на то, что психологическая культура как феномен была подробно изучена и описана в российской психологии последних десятилетий, анализ проведенных  исследований по проблеме психологической культуры педагога, позволяет сделать вывод об отсутствии  единого понимания ее сущности и структуры.

В настоящее время  приоритетность аксиологического подхода в обучении и воспитании детей и требования к педагогам проектировать психологически комфортную образовательную среду актуализируют роль и значение развития психологической культуры педагога. Кроме того,  в современной психологии существует необходимость в создании системной теории психологической культуры.

Анализ специальной литературы показал, что несмотря на достаточное наличие работ, посвященных психологической культуре отсутствует целостное и системное понимание данного феномена.  В настоящее время существует несколько подходов к исследованию данного психологического конструкта.

Аксиологический подход к изучению психологической культуры позволяет ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя её креативное (продуцирующее, творческое) начало.

Исследования по проблеме психологической культуры Н.Т. Селезнева  объединяет в четыре группы. К первой группе относятся исследования развития отдельных ее аспектов, структурных компонентов (компетентности, перцепции, общительности, наблюдательности, рефлексии, социального мышления, саморегуляции, ответственности, самостоятельности и др.). Ко второй группе относятся работы, в которых авторы выделяют интегративные свойства личности, позволяющие осознать свое «я» и, сохраняя его при взаимодействии с другими «я», реализовать творческий потенциал, самоактуализироваться (профессиональное самосознание, духовное пространство субъективной реальности, профессионально-личностное самоопределение и др.). Третью группу объединяет проблема выявления педагогических условий, разработки активных методов, психолого-акмеологических средств, различных психотехнологий и других факторов активизации творческого потенциала личности, обращенных к феноменальным проявлениям психики человека, саморегуляции, расширению пространства своего «я». Четвертая группа исследований рассматривает психологическую культуру как средство эффективного выполнения какого-либо вида деятельности (учебы, игры, труда, общения) [Селезнева, 2006, с. 160].

На связь психологической культуры и современных принципов общественных отношений – гуманизм, демократизм, толерантность, сотрудничество указывает И. В. Дубровина [Дубровина, 2004, с. 29]. Мы полагаем, что реализация данных  принципов во взаимоотношениях педагога в профессиональной деятельности позволяет судить о его психологической культуре, то есть эти принципы выступают своего рода показателями психологической культуры педагога.

Сущность психологической культуры И.В. Дубровина определяет через единство психологических знаний и общечеловеческих ценностей. А основу ее через способность человека быть вместе с другим: сопереживать, сочувствовать, содействовать, сострадать, сорадоваться. Одним из уровней существования психологической культуры является взаимодействие людей [Дубровина, 2004, с. 84]

Анализ подходов к определению психологической культуры педагогов свидетельствует об отсутствии единого подхода к ее пониманию, с одной стороны психологическая культура рассматривается через реализацию умений реализации психологического знания (А.Б. Кузьмина, Л.Д. Демина), с другой стороны  через построение взаимоотношений педагога

Похожие материалы

Информация о работе