Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России, страница 4

Так закупки фармацевтической продукции по госзаказу в настоящее время регулируются приказом Минздравмедпрома от 28.11.95 №330 «О поставках медицинской продукции для федеральных государственных нужд». Причем на 1996 г. бюджетная заявка Минздравмедпрома России на поставку фармацевтической продукции для нужд населения и учреждений здравоохранения составляла в оптовых ценах 1,56 трлн. руб., а реально была профинансирована лишь в размерах 728 млрд. руб.

Государственный заказ разграничен на закупки медикаментов для федеральных и региональных нужд. На федеральном уровне он призван обеспечить медикаменты нужды армии, потребность в лекарствах по линии МЧС, запросы больниц и клиник центрального подчинения, а также должен поддерживать государственные резервы. На региональном уровне государственный заказ в основном определяется потребностями лечебных учреждений, находящихся на бюджетном финансировании. Их суммарный объем по всей стране учитывается в сводной заявке территориальных органов здравоохранения. В 1997 г., например, в сводную заявку были включены 4791 наименований медикаментов, в т.ч. 2928 российских и 1863 импортных. За счет местных бюджетов также финансируется оплата льготных рецептов при амбулаторном лечении.

Руководители Минздрава России неоднократно объявляли, что распределение госзаказа должно производится преимущественно между отечественными предприятиями, причем на конкурсной основе. Расчет объема заказов и из распределение между предприятиями пропорционально прогнозам производства производит НИИЭМП (впрочем, в реальности делает это не на конкурсной основе). Соответствующие заказы доводятся до предприятий в конце года, предшествующему планируемому.

Однако задержки и (или) отсутствие реального финансирования, а также ограниченность ассортимента выпускаемых в России лекарств не позволяют осуществить закупки в соответствии с описанной схемой. На практике органы здравоохранения часто закупают лекарства не у отечественных производителей, так как у тех нет средств, чтобы поставлять медикаменты в кредит, а приоб1ретают их у оптовых фирм, такие кредиты предоставляющих. При этом закупки лекарств ведутся исходя из потребностей в тех или иных препаратах независимо от того, изготовлены они в России или за рубежом. В частности, начиная с 1992 г. находящиеся на бюджетном финансировании больницы (т.е. самые массовые получатели бюджетных средств) имеют право закупать лекарства у любых поставщиков по своему выбору. Погашение товарных кредитов происходит по мере поступления бюджетных средств.

3.3     Финансирование за счет средств фондов обязательного медицинского страхования.

Система ОМС состоит из Федерального фонда и 88-митерриториальных фондов с 1140 филиалами. Только один субъект федерации (Нижегородская область) принципиально отказался от развития у себя системы ОМС, считая ее в российских условиях неэффективной. Фонды ОМС ведут выплаты 7,3 тыс. входящим в его систему лечебно-профилактическим учреждениям. К началу 1997 г. общее количество застрахованных по линии ОМС составило 81,3% от численности населения Российской Федерации.

Отчисления в фонды ОМС по действующему законодательству установлены в размере 3,6% от фонда заработной платы. При этом 0,2% поступает в Федеральный фонд, а 3,4% - в территориальные фонды. В 1993-95 гг. через систему ОМС в здравоохранение привлечены средства в размерах 21 трлн. руб.

Фонды ОМС оплачивают медикаменты, используемые при лечении в стационарах, а также при оказании скорой и неотложной помощи. Объем и условия оказания лекарственной помощи определяются территориальными программами ОМС и финансируются за счет средств территориальных фондов.