Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России, страница 3

Соотношение между величинами затрат в 1996 г. по каждому из этих источников соответственно составляло 45%, 36% и 19%. Данные за 1997 г. позволяют говорить о приблизительно пропорциональном увеличении затрат по всем 3 источникам; при этом продолжает уменьшаться доля централизованных расходов из федерального бюджета на лекарственное обеспечение.

Рассмотрим эти источники подробнее.

3.1 Средства населения

Приблизительно 45%  реализуемых в России лекарств оплачивается непосредственно населением, т.е. примерно 800-900 млн. долл. из общего 2-миллиардного объема продаж медикаментов (в ценах производителей); в розничных ценах население тратит на лекарства 1,5-1,7 млрд. долл.

Прямые закупки лекарств населением характеризуются следующими особенностями:

1. ограниченность объема платежеспособного спроса.

В ходе мучительного процесса реформ реальный уровень доходов населения сильно понизился (по разным оценкам в 2-2,5 раза). Напротив искусственно заниженные в советское время цены на медикаменты выровнялись по сравнению с другими товарами. В итоге  многие лекарства стали очень дорогими по отношению к доходам современного среднего россиянина. У больших групп населения это привело к формированию такой модели потребления, при которой лекарства или вообще не покупаются за свой счет или покупаются лишь в крайних случаях. По оценке Экохелп Фарм, при уровне дохода ниже 80-90 долл. В месяц на душу населения люди рассчитывают в основном на бесплатные лекарства и доплачивают из собственного кармана не более 0,5 долл. В месяц;

2. сильна концентрация спроса на медикаменты в Москве и других мегаполисах, а также немногих богатых регионах (Татарстан и др.).

Эта особенность тесно связанна с предыдущей и вызвана гораздо более резкой по сравнению с другими странами региональной дифференциацией доходов в России. Даже в Санкт-Петербурге – втором по богатству городе страны – платежеспособный спрос в 1,5 раза ниже, чем в Москве (данные Экохелп Фарм);

3. оплата реальными («живыми») деньгами.

Значение прямых покупок лекарств населением для функционирования российского фармацевтического рынка особенно велико потому, что индивидуальный покупатель обязательно и немедленно расплачивается. По существу, это важнейший канал регулярного и прогнозируемого поступления в отрасль реальных денег, без которых в условиях крайней недисциплинированности всех прочих плательщиков она не могла бы существовать;

4. ориентация на ОТС-препараты.

По понятным причинам непосредственный спрос населения более ориентирован на препараты ручного отпуска и в меньшей степени распространяется на рецептурные лекарства, чем совокупный спрос на лекарства в стране. Это приводит к относительному процветанию рыночного сегмента ОТС-препаратов и постоянному росту его удельного веса;

5. повышенная чувствительность к высокому качеству лекарств при одновременной повышенной подверженности манипуляциям.

Расплачиваясь своими деньгами, потребитель особенно придирчиво следит за качеством предлагаемых ему препаратов. Именно поэтому рынок позитивно принял более эффективные и безопасные импортные ОТС-препараты, причем даже в тех случаях, когда многочисленные медицинские авторитеты доказывали, что существующие отечественные аналоги ничуть не хуже и значительно дешевле. К тому же отсутствие качественного медицинского обслуживания, часто ведущее к потере веры в пользу к визитам к врачам, порождает исключительно сильное стремление к поиску панацеи как единственного средства избавиться от нездоровья. Эксплуатирующая эту тягу реклама поэтому, к сожалению, весьма эффективна.

3.2 Бюджетное финансирование.

Централизованная потребность страны в медикаментах финансируется за счет государственного заказа. Он формируется на основе Федерального закона от13.12.94 №60-ФЗ «О поставках продукции для государственных нужд», постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов министерств и ведомств, конкретизирующих объем заказа на текущий год применительно к конкретной отрасли.