Обобщение и повторение в процессе подготовки выпускников школ к вступительным экзаменам в ВУЗ на примере темы "Механические колебания и волны"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Исследование было направлено на рассмотрение вопросов повторения и обобщения темы физики и в частности, применение этих процессов к подготовке к вступительным экзаменам в вуз на примере темы <Механические колебания и волны>.

В качестве средства обучения было разработано методическое пособие для учителя по теме <Механические колебания и волны>, которое состоит из нескольких разделов.

В первой части предлагается список основных формул и закономерностей, который нацелен на то, чтобы сократить время поиска необходимых зависимостей в литературе и способствовать усвоению и запоминанию.

Следующий раздел представляет собой перечень вопросов для самоподготовки учащихся и контроля теоретических знаний. Вопросы нацелены на выявление:

-умений давать определение физической величине, объяснять физические явления, приводить примеры, применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне. Например, какие колебания называют свободными? Приведите примеры свободных колебаний.

- знание основных единиц измерения изучаемых величин и умение выводить их из уже известных.

Наряду с этим был составлен комплекс физических задач по теме, цель которого - научить применять полученные теоретические знания к решению практических заданий. В процессе решения задач выявляются умения верно использовать известную формулу (закон), применять законы физики для анализа процессов на численном уровне, пользоваться при решении заданий ранее изученными закономерностями.

В разработке представлены задачи различного уровня сложности от заданий на применение формулы (закона) на количественном уровне до комбинированных задач, например, по применению закона сохранения энергии к расчету параметров колебательной системы. Так, например, предлагается следующая задача: Когда под маятником - стальным шариком на нити массой 50 г, установили магнит, период его колебаний уменьшился в 1,2 раза. Найти силу притяжения шарика к магниту. Ее решение требует знания не только формулы периода колебаний математического маятника, но и умения рассчитывать его в ситуациях, когда на груз действует дополнительная сила.

Важен в практическом применении комплекс предложенных тестовых заданий. Отличие решения такого рода практических заданий от задач состоит в том, что ответом на поставленный вопрос является один из предложенных вариантов. Тесты могут носить как теоретический (на знание определений, явлений, величин), так и практический характер.

Целесообразность представления тестов на практических занятиях обосновывается еще и тем, что основной формой экзамена по физике становится решение именно такого рода задач. При составлении заданий использовались контрольно- измерительные материалы, представленные на едином государственном экзамене в 2001 - 2002 гг.

В методическом пособии также представлен комплекс лабораторных работ по теме. В процессе выполнения лабораторных работ и опытов ученики убеждаются в объективности физических законов, получают непосредственное представление о методах, применяемых в научных исследованиях, знакомятся с физическими измерениями и способами количественной оценки физических явлений, приобретают практические навыки, предусмотренные программой по физике, расширяют свои политехнические знания и умения. Так, представлены работы по наблюдению колебаний математического и физического маятников, волн на поверхности жидкости, по расчету периодов их колебаний и других параметров колебательных систем.

На расширение кругозора учащихся, улучшение и повышение процесса развития у учащихся практических умений и навыков при обучении физике нацелены также и просмотр кино- и диафильмов, перечень которых также был составлен, и изучение теоретических материалов факультативного курса. Здесь представлены уже разработанные тексты рассказов и бесед с учащимися, выходящие за рамки школьной программы. Например, рассматривается вопрос о колебаниях шара в жидкости. Считается, что изучение дополнительных теоретических вопросов способствует более успешному повторению и усвоению материала.

Мы считаем, что данное методическое пособие может использоваться также и самими абитуриентами в качестве средства обучения, самоподготовки и повторения. Для этого предусмотрен комплекс уже решенных тестовых и практических заданий, а также задания для самостоятельного решения.

Следует отметить и роль контроля знаний в завершении процесса повторения и обобщения, который позволяет выделить недочеты, пробелы, аспекты непонимания и на последующих занятиях устранить их, что и позволяет делать дневная форма подготовительного обучения. Контроль может проводиться как в форме <вопрос-ответ> с использованием разработанных вопросов, так и в форме решения задач и тестов, которые также имеются в пособии.

Экспериментальная работа по применению методики довузовской подготовки проводилась на базе подготовительного отделения БГПУ (501 группы), педагогического лицея и заочного подготовительного отделения ЦДО. Работу проводили автор и руководитель.

В начале учебного года был проведен контрольный срез на выявление

Похожие материалы

Информация о работе