Маргарет Тэтчер и ее экономическая политика, страница 4

     1980-е гг. стали временем глубоких структурных преобразований в британской экономике – преобразований, изменивших облик английской модели народного хозяйства. Это выразилось в сокращении доли государственного сектора при повышении его эффективности, в использовании преимущественно кредитно-финансовых рычагов государственного регулирования, в стимулировании развития промышленных отраслей на базе новейших технологий.

     В мае 1989 г. торжественно отмечался 10-летний юбилей пребывания М. Тэтчер у власти. Был поставлен рекорд непрерывного правления, которого в течение полутораста лет не удалось достичь ни одному премьер-министру. Да и с точки зрения результатов тэтчеровское  десятилетие, как было показано выше, выглядело впечатляюще.

     Неудивительно, что отставка М. Тэтчер – всего полтора года спустя после упомянутого юбилея – явилась для многих полнейшей неожиданностью. Однако некоторые наблюдатели все же отмечали, что тэтчеризм переживает трудности и что политическая ситуация в Великобритании становится все менее благоприятной для М. Тэтчер и для консерваторов вообще. Действительно, в стране усилилась социальная поляризация, все отчетливее стали выявляться признаки экономических затруднений.

     Что же до реформирования трудовых отношений и отношений собственности, то здесь произошли, хотя и весьма существенные, но все же лишь количественные  изменения.

     Накопившиеся за предшествующие годы социальные проблемы, среди которых особенно выделялись проблемы городских районов и отставание регионов  с преобладанием старых отраслей экономики, требовали осуществления мер, не укладывавшихся в русло неоконсервативной философии минимального государственного вмешательства.

     Серьезным просчетом кабинета Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового «подушного» налога. Экономические выгоды этой реформы, вопреки мнению правительственных советников, оказались незначительными, а ее социально-психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства.

     Попытки смягчить неблагоприятную реакцию населения введением компенсации для наименее защищенных слоев общества, может быть, и предотвратило худшее, но восстановить доверие к консерваторам уже не смогли. Согласно приводившимся в печати данным, значительная часть населения  либо полностью, либо частично стала бойкотировать уплату «подушного» налога. «Подушный» налог оказался, таким образом, крайне непопулярной мерой.

     Столь же серьезное недовольство вызвали у населения и высокие проценты ставок, с помощью которых правительство попыталось предотвратить дальнейший рост инфляции. Среднегодовой уровень инфляции превысил 10%.

     Выплаты высоких процентов по квартирным закладным привели к росту числа бездомных. В то же время жилищное строительство постоянно сокращалось, особенно из за резкого ограничения ассигнований на муниципальное домостроение. Количество имеющих право на получение муниципального жилья и ждущих своей очереди возросло к 1987 г. почти вдвое.

     Все более серьезное недовольство населения стало вызывать к концу 1980-х гг. состояние образования и здравоохранения. Нехватка учителей, особенно в непрестижных районах, плохое состояние многих школьных зданий и оборудования, невысокая профессиональная подготовка молодежи стали весьма всерьез беспокоить общественность.

     В области здравоохранения главной проблемой стали растущие очереди на госпитализацию и на операции.

     Разумеется, в первую очередь все эти проблемы ударяли по интересам малоимущих семей, находящихся близ официальной черты бедности.

     Уменьшение вложений в систему социального обеспечения, контроль над заработной платой, интенсификация производства за счет сокращения рабочих мест – все подобные меры обеспечивали динамическое развитие британской промышленности, но не могли не породить ряд проблем. Результатом стало то, что , с одной стороны, средний доход на душу населения в реальном исчислении возрос на 23%, но , с другой стороны, около 20% семей обнищали. Это вступало в противоречие с глубоко укрепившимся в сознании англичан убеждением, что государство обязано обеспечивать определенный набор социальных гарантий всем без исключения гражданам.

     Вот почему с лета 1990 г. опросы общественного мнения в Англии отразили рост популярности лейбористов.