Маргарет Тэтчер и ее экономическая политика, страница 2

     В первой половине 1980-х гг. были национализированы Британская газовая корпорация, национальная корпорация грузовых перевозок. Британская нефтяная корпорация и др. Практический смысл приватизации Тэтчер видела прежде всего  в освобождении предприятий от диктата государства и предоставлении им полной свободы действий на рынке, но – вместе с тем – и в перекладывании на частных собственников, всей полноты ответственности за результаты своей деятельности.

     Следует отметить, что такая экономическая политика стала ответом британских консерваторов на проблемы, выдвинутые очередным этапом НТР. Тэтчер уловила новые проблемы и тенденции быстрее своих политических конкурентов. Она без колебания отвергла старые стереотипы и откликнулась на важнейшие потребности экономики, вступившей в фазу радикальных технологических преобразований, связанных со структурной перестройкой общественного производства на базе наукоемких технологий, микропроцессорной техники, информатики, автоматических систем управления.

     Для выхода на этот этап НТР потребовались новые рычаги стимулирования научно-технического прогресса, и Тэтчер нашла их в создании благоприятных условий для частного бизнеса. В результате проводимых ею мер – снижения налогов, ограничения роста инфляции – рост прибылей британских корпораций (и промышленных, и торговых) шел быстрее, чем в других развитых странах. В 1988 г. он превысил 18%.

     Следует отметить, что 9/10 поступлений в бюджет составили налоги, причем лишь треть от общей суммы приходилась на прямое  налогообложение, а 2/3 приносили налоги косвенные. Иными словами, правительство М. Тэтчер расширяло скидки  и льготы  по прямому обложению крупного капитала ( в частности, снизило ставку налога с прибыли корпораций с 50 до 35%) и одновременно подняло косвенное налогообложение, что непосредственно затрагивало интересы широких слоев населения.

     Государственные компании, еще пока не приватизированные, тоже подвергались перестройке. Им было предоставлено больше хозяйственной самостоятельности; отношения государства с такими компаниями строились на основе контрактов. Эти предприятия были выведены из системы искусственного благоприятствования, в которой они раньше находились; цены на произведенные ими товары и услуги полностью определялись условиями рынка.

     Тэтчер всячески стремилась сделать «здоровую конкуренцию» универсальным принципом экономического прогресса, причем конкуренция все больше затрагивала сферу ценообразования; в результате соперничавшие друг с другом компании были вынуждены снижать цены.

     Особенностью тэтчеровского варианта приватизации явилось то, что этот процесс сопровождался прямым приобщением наемных тружеников к владению капиталом. Это была политика «распыления собственности» - широкой распродажи населению акций приватизируемых корпораций и фирм. Согласно установленным правительством правилам значительная часть этих акций распределялась мелкими партиями – с тем, чтобы как можно больше людей могли стать акционерами. Акции – в ограниченном количестве – продавались на льготных условиях.

     Особенно поощрялась покупка акций рабочими и служащими приватизированных корпораций. В результате повышалась заинтересованность наемных работников в успешной деятельности предприятия. Одновременно создавались условия для распространения такой практики и на фирмы частного сектора.

    Несмотря на то, что значительная часть новоиспеченных акционеров при первом же удобном случае старались с выгодой продать свой пакет, многие рабочие  и служащие предпочли не расставаться с ценными бумагами. Так насаждалась идея «народного капитализма».

     Число акционеров за годы тэтчеризма возросло с 1 до 9 миллионов. Такая политика позволила приобщить к философии собственничества многих рядовых англичан, а заодно и расширить социальную базу партии консерваторов.

     Еще одно важное направление в экономической политике Маргарет Тэтчер – это развитие мелкого и среднего бизнеса. Тэтчер проявляла о нем чуть ли не материнскую заботу.

     Для поощрения мелких и средних собственников создавались предпринимательские зоны в старых городских районах. Проживавшим там или пожелавшим участвовать в восстановлении этих зон бизнесменам помимо налоговых скидок и кредитования предоставлялась большая свобода от бюрократического контроля местных властей; на льготных условиях выделялись помещения или площади под застройку; оказывалась и другая помощь.