Девиантное (отклоняющееся) поведение личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Этика и психология профессиональной деятельности

Тема: «Девиантное (отклоняющееся) поведение личности»

Цель: дать студентам знания об особенностях девиантного поведения личности; применять полученные знания на практике.

План:

Девиантное поведение - отклоняющееся от норм группы поведение, которое влечет за собой изоляцию, исправление или другое наказание.

Первоначально конфронтация человека или группы людей с обществом была названа социологом Дюркгеймом «аномия» (от фр. апоmie - отсутствие закона, организации). Позднее дюркгеймовская трактовка аномии была развита Р. Мертоном, который ввел систему понятий, описывающих феномен девиантного поведения.

Рассматривая различные способы и формы выбора целей и средств в поведении людей, известный социолог Р. Мертон предложил рассматривать девиацию как разрыв, рассогласованность между избираемыми субъектами культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения.

Классифицируя девиантные поступки, Мертон анализирует факторы, способствующие принятию или отрицанию людьми целей общества, согласно одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Согласно этой классификации существует пять видов девиантного поведения в обществе: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм и бунт (см. табл.).

Девиация возникает в результате аномии - разрыва между культурными целями и социально-одобряемыми средствами их достижения.

Конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек получает Хорошее образование, находит престижную работу и успешно продвигается вверх по служебной лестнице. Или ставит себе цель (например, финансовый успех) и достигает ее законными средствами.

Таблица

Типология девиантного поведения (по Мертону)

Типы

поведения

Цели

одобряемые

Цели

неодобряемые

Средства

одобряемые

Средства неодобряемые

1. Конформизм

+(принятие)

+

+

2. Инновация

+

-

+

3. Ритуализм

-(непринятие)

4. Ретретизм

-

-

5. Бунт

-

+

-

+

Конформизм человека может быть обусловлен подчинением обычаям, условностям, чувством долга или подчинением авторитету (приспособлением к тому, чего от него ждут). Конформизм может представлять определенную ценность для человека, ибо освобождает его от излишних мучений по выбору того или иного решения; он облегчает человеку жизнь: соблюдая правила общежития, человеку не надо повседневно проявлять свою самостоятельность, активность, изобретательность.

Но конформизм можно рассматривать как девиантное поведение, только как крайний конформизм - когда человек не стремится иметь собственное мнение, когда он пассивно принимает существующий порядок вещей, господствующих мнений, беспрекословно следует образцам и подчиняется авторитетам. В данном случае конформизм выходит за рамки нормального процесса социализации, связанной в конечном счете с развитием и совершенствованием личности. Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с таким сознанием часто создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои действия или бездействия ссылками на обстоятельства, что далеко не безразлично для социально здорового общества.

Если бы конформизм преобладал в жизнедеятельности общества, то, очевидно, он никогда не создал бы ничего нового, что в конечном итоге не способствовало бы развитию человека и общества.

Инновация - предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. «Инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он займется рэкетом, шантажом, спекуляцией на скачках, торговлей наркотиками или совершит так называемые «преступления белых воротничков» (вроде растраты чужих денег).

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в 4-х экз. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Ибо он забывает - для чего все это делается.

Ретретизм - бегство от действительности, когда человек отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретретизма становятся маргиналы («пограничный» тип личности): бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п. Резкая смена общепризнанных ценностей, неумение приспособиться к изменившимся условиям жизни (и некоторые другие причины личностного характера) выбивают из разряда конформистов целые слои населения.

Бунт отвергает цели и средства, но стремится к замене старых целей и средств на новые (например, революционер, который заменяет частную собственность на общественную или, наоборот, общественную на частную, как более законную). Не все граждане принимают систему рыночных отношений, вытеснившую социалистическую собственность, считают ее незаконной и несправедливой. Большинство населения страны, как показывают социологические опросы, убеждено, что расхищение общенародной собственности и ее перераспределение в пользу небольшой группы власть имущих несправедливо и что заработать честным трудом огромные состояния, которые есть у некоторых государственных деятелей, было невозможно. Не имея возможности бунтовать открыто, граждане бунтуют, топя горе в вине или наркотиках. Другие считают, что можно пренебречь моральными принципами для того

Похожие материалы

Информация о работе