Психические процессы. Ощущение и восприятие. Воображение, мышление, речь. Внимание, память

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Этика и психология профессиональной деятельности

Тема: «Психические процессы»

Цель: дать студентам знания об особенностях психических процессов, их видах, особенностях формирования; показать значение их развития в профессиональной деятельности; учить применять полученные знания на практике.

План:

1.  Ощущение и восприятие..

2.  Воображение, мышление, речь..

3.  Внимание, память.

1 вопрос. Психические процессы - это формы психического отражения человеком внешнего мира, которые побуждают его к деятельности, регулируют ее.

Следует признать, что профессиональная повседневная деятельность, озабоченность и занятость накладывает отпечаток на психику человека, делает особенными, специфическими проявления психических процессов, состояний, свойств.

Познавательная психическая деятельность (отражение объектов окружающего мира, в том числе и самого себя) начинается с ощущений, благодаря которым мы познаем цвет, форму, величину, запах, звуки.

Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение всегда связано с явлениями физического воздействия и последующего физиологического раздражения и возбуждения.

Ощущения, в зависимости от воспринимающих аппаратов различных органов чувств (так называемых рецепторов), различаются по качеству: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, кожные, т. е. те ощущения, рецепторы которых - глаза, уши, кожа и пр. - находятся на поверхности тела.

Ощущения различаются по интенсивности. Например, ощущение от сильного света будет интенсивнее, чем от слабого; ощущение от слабого звука будет менее интенсивно, чем от сильного, и т. д.

Кроме внешних ощущений, возникающих от внешних раздражений через органы чувств, имеются еще ощущения внутренние, зависящие от состояния тех или иных органов человеческого организма (например, обусловленные состоянием нашего сердца, органов дыхания, пищеварения, кровообращения, сокращения мускулов и т.д.): ощущения голода, жажды, тошноты, изжоги и др., двигательные - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Такие ощущения называются органическими.

С некоторыми ощущениями более менее постоянно, в той или иной степени связываются те или иные чувства (удовольствия, неудовольствия, страдания).

Для того чтобы развить в себе те или иные ощущения, необходимые по роду деятельности, следует учитывать закономерности ощущений:

1)  чувствительность - способность организма реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия (изменение звука, яркости света, оттенки цветов);

2)  адаптация - изменение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Так, запах остро ощущается только в первые минуты, затем мы перестаем его ощущать, адаптируемся к нему (запах духов);

3) контраст ощущений - изменение чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя: после соленой воды обычная питьевая вода ощущается сладковатой, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, на черном - светлее.

Закономерности цветового контраста необходимо учитывать в процессе расследования преступлений (в частности, при осмотре места происшествия и следственном эксперименте).

На основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня, получивший название восприятие. Восприятие - отражение в нашем сознании всей совокупности ощущений о свойствах предметов и явлений в целом (целостные образы предметов, явлений, которые воздействуют на органы чувств).

Восприятия могут быть полными и неполными, глубокими и поверхностными, точными и ошибочными (или иллюзорными), быстрыми и медленными. Все это зависит от чувствительности органов ощущений, от предшествующего опыта и знаний; от степени внимательности; способностей воспринимающего и его умственного развития; от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Восприятие имеет ряд особенностей:

1)  осмысленный характер. Воспринимая, мы не только выделяем и объединяем группу ощущений, но и осмысливаем этот образ («это книга» и домысливаем ее практическое значение - «ее читают»);

2)  избирательность - какие-то детали или свойства целого воспринимаются более отчетливо, какие-то менее, например качества любимого человека;

3)  константность, благодаря которой относительно постоянно воспринимаются свойства предметов в разных условиях, - тарелка, например, воспринимается круглой в любом положении;

4)  целостность - мы видим только часть предмета, например, спинку стула и говорим «это стул», как бы достраивая все невидимые его детали до целостности.

В совместной трудовой деятельности особо важная проблема - восприятие человека человеком. Специфика так называемого межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности познавательных и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске. Происходит не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми.

2 вопрос. Представления - воспроизведенные в сознании человека и сохраненные памятью восприятия предметов и явлений. В широком смысле слова представлениями обозначаются всякие воспроизведенные состояния сознания. Представлениями обозначаются вторичное, воспроизведенное состояние сознания, которое является как бы следом первичного ощущения или восприятия.

Воспроизведение иначе называется репродукцией. Представления носят иногда и другие названия, а именно: образ или идея

Похожие материалы

Информация о работе