Критерии социализма, условия перехода к нему, страница 4

материально-производственная    основа    общества (производительные  силы, экономический  базис,  над­стройка) достигает такой степени развития, при кото­рой получает простор всестороннее проявление зако­нов социальной жизни; в результате люди могут раз­виваться в соответствии с заложенными в них объек­тивными социально-природными потенциями; развитие личности определяется уже не только социальными ус­ловиями, но прежде всего ее естественными качества­ми, которые при отсутствии материальных или соци­альных преград получают возможность для всесторон­него совершенствования;

социальные условия, соответствуя естественным ка­чествам индивидов, перестанут их подавлять и дефор­мировать;

социальные законы окончательно потеряют живот­ную форму проявления и обретут свой подлинный вид*. Таким образом, лишь при коммунизме человече­ство начинает жить на основе им самим созданных условий.

* Конечно, определенное несоответствие между требованиями естественных основ и теми или иными конкретными формами социальных компонентов будет иметь место в обществе на всех этапах развития, в том числе и в период коммунизма. Но там будут отсутствовать конфликты между социальными условиями и   коренными   естественными   тенденциями     социальной   жизни.

73


Для досоциалистической истории общественной жизни характерен глубочайший конфликт между ее социальными компонентами и коренными естественны­ми требованиями, которые либо не находили адекват­ного удовлетворения в социальных условиях, либо удовлетворялись лишь частично. На всем протяжении досоциалистической истории материально-производст­венные компоненты соответствовали естественным компонентам общественной жизни лишь в меру достиг­нутого уровня развития производительных сил. Обще­ство, по крайней мере его подавляющая часть, испы­тывало, острый недостаток в самом необходимом, а не­редко не могло удовлетворить даже элементарные жизненные потребности. Не случайно Ф. Энгельс пи­сал: «Недопотребление масс есть необходимое условие всех основанных на эксплуатации форм общества...»3

Что касается взаимосвязи общества и природы, то на всех предшествующих этапах развития она харак­теризовалась острым противоречием и даже конфликт­ностью. Если до последнего времени этот конфликт был связан с низким уровнем развития производитель­ных сил и человек зависел от капризов природы, то теперь этот конфликт возник из-за высокого уровня производства, развитие которого породило глобальные проблемы и опасность гибели человеческой цивилиза­ции.

Социализм возможен лишь при определенных соци­альных условиях:

в области материально-производственной — дости­жение уровня производительности труда, обеспечиваю­щего переход к научно-технологическому способу про­изводства. Последний будет находиться в гармонии как с человеком, так и с окружающей природой. «...Историческое назначение капитала будет выполне­но тогда... когда прекратится такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека»4.

В области экономической — утверждение общест­венной собственности и в городе, и в деревне, причем обобществленной не формально-юридически, а на деле поставленной на службу человеку и исключающей какое бы то ни было ущемление человеческой лично­сти; наличие плановой экономики, преодоление отчуж­дения, товарного производства и закона стоимости не только в сфере обращения, но и в сфере труда; гошод-

74

ство социалистического принципа: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Это должна быть в подлинном смысле слова нравственная экономика, т. е. экономика, направленная на обслуживание чело­века и его растущих потребностей.

В области социальной — бесклассовое общество, где будут преодолены также, существенные различия между городом и деревней, людьми умственного и фи­зического труда*, утвердится подлинное социальное равенство и справедливость.

В области политической — господство подлинно со­циалистической демократии, утверждение самоуправ­ления народа, обеспечение личности свободы выбора; человек становится целью развития истории.

В области духовной — господство нравственных от­ношений, основанных на свободе личности, плюрализ­ме мнений и подлинной справедливости.

Следовательно, социализм — это общество, где че­ловек может получать все необходимое не только в за­висимости от достигнутого уровня производства, от ха­рактера владения собственностью, но и в соответствии со своим трудовым вкладом по научно обоснованным нормам.

Это найдет концентрированное выражение в опти­мальном росте населения и продолжительности жизни человека, в здоровом образе жизни людей, при кото­ром получат свободное развитие социальные качества личности. Одним словом, социальный критерий социа­лизма, в основе которого лежит человеческое измере­ние, нe противостоит производственному критерию, а включает его в себя в качестве одного из основных и составляющих. Разница лишь в том, что в одном слу­чае в качестве критерия социализма выступает собст­венность или способ производства материальных благ, а в другом — человек, степень его развития на основе

* По нашему мнению, существование даже пелнтагонистпческих по своей природе классов несовместимо с социализмом как первой фазой коммунистической формации.. В самом деле, на­личие классов в обществе означает, что социальные условия еще не адекватны способу производства собственной жизни, в результате чего общество не может обеспечить потребности всех в соответствии с научно обоснованными нормами. Более того, классовые отношения означают, что различные группы индивидов еще находятся в неравном социальном положении. Л это как раз и свидстельствует о несоответствии между соци­альными   и   природными   компонентами      общественной   жизни.

|75


достигнутого в основном соответствия между способом производства материальных благ и способом произ­водства собственной жизни.