Малая социальная группа как социально-психологическая организация

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Управленческая психология

Специальность: 0602 «Менеджмент»

ТЕМА: «МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

Цель: дать студентам представление о малой социальной группе, их классификации, положении индивида в группе и групповой работоспособности. Научить применять полученные знания на практике.

ПЛАН:

1. Понятие «социальная, малая» группа.

2. Виды малых групп.

3. Положение индивида в группе.

4. Групповая работоспособность.

Социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

1. Внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций.

2. Групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы.

3. Собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп.

4. Групповым давлением, то есть воздействием на поведение членов группы.

5. Общими целями и задачами деятельности.

6. Стремление к устойчивости, благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач.

7. Закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги…).

Малые группы – немногочисленные объединения людей, члены которого имеют непосредственный контакт друг с другом, общую цель.

Количество: от 2-3 до 30-40 человек (семья, трудовой коллектив, учебная группа, спортивная команда).

Содержание неофициальных контактов в таких группах называется психологическим климатом.

Классификация малых групп:

1. Условная – номинальная.

2. Реальная – действительно существующее объединение людей:

- лабораторная – созданная экспериментатором для проведения исследования, существует временно, только в лаборатории;

- естественная – складывается сама по себе, исходя из потребностей.

В свою очередь естественная группа делится на:

- формальную – существует лишь в рамках официально принятых организаций, цели задаются извне общества членов группы;

- неформальную – объединение на базе личных интересов.

Естественные группы могут быть: высокоразвитыми, слаборазвитыми.

Степень развития группы определяется по следующим параметрам:

- достаточная психологическая общность (сплоченность).

- сложившаяся структура.

- четкое распределение обязанностей.

- наличие признанных лидеров.

- налаженные деловые и личные контакты.

3. Референтная – группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания ее целям, убеждениям, нормам, ценностям, формам, поведения.

4. Нереферентная – группа, чуждая или безразличная для человека.

5. Антиреферентная – группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает.

Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается крайне редко. Когда человек устраивается на работу, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение индивидуумов в таких группах обычно претерпевает существенные изменения под влиянием коллектива.

Поступив в организацию, человек вскоре обнаруживает, что с одними людьми он работает гораздо больше, чес с другими. Если бы он составил схему своих контактов с сослуживцами в своей организации, то увидел бы довольно небольшую и неизменную по составу группу коллег, с которыми он постоянно общается изо дня в день, еще одну, более многочисленную группу людей, с кем у него не было контактов и о ком он лишь слышал тем или иным образом.

Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обычно по имени. Они лучше знают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, семейными и социальными проблемами… Между членами этих групп часто складываются прочные узы дружбы, которые простираются на всю их социальную жизнь далеко за пределы организации. Группа становится неким продолжением самого индивидуума.

Когда индивидуум приходит в организацию и если он не отождествляет себя с той рабочей группой, в которой оказался, не принимает дисциплину группы, то он так и останется посторонним и будет окружен атмосферой враждебности или, по меньшей мер, безразличия.

Большинство людей значительно сильнее привержены своей непосредственной рабочей группе, нежели более крупному подразделению, и обычно они решительно не соглашаются признаться даже самим себе, что то, что хорошо для их рабочей групп, не всегда хорошо для организации в целом.

Основной «центр напряжения» лояльности человека, занимающего

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0