Группа как социально-психологический феномен

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Социальная психология

Тема: Группа как социально-психологический феномен

Цель: дать студентам знания о малой группе; учить приводить примеры из жизни; применять полученные знания на практике.

План:

1. Понятие и признаки малой группы.

2. Формы группового объединения и функции группы.

3. Размер группы и соответствующие характеристики.

4. Динамика развития группы.

5. Механизмы групповой динамики.

1 вопрос. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном непосредственном общении, что является основой для возникновения эмоционально значимых отношений, групповых норм и групповых процессов.

В самом понятии заложен ряд признаков малой социальной группы. К ним относятся следующие:

1. Общая социальная деятельность. Такой признак не отделяет малую социальную группу от большой, а лишь подчеркивает, что малая группа является элементом социальной структуры общества. Но принципиальное отличие состоит в том, что в больших социальных группах действуют общественные, т.е. безличные отношения, а в малых группах эти отношения преобразуются в статусно-ролевые и межличностные (непосредственные контакты).

Отсюда становится ясно, что малая социальная группа не изолирована от всего общества, а является его частью. Следовательно, и некоторые социально-психологические закономерности, присущие большим социальным группам, будут присущи в равной степени и малым, но со своим своеобразием, спецификой. Так, если в обществе мы говорим о наличии общественного мнения, то в малой социальной группе оно преломляется и наполняется специфическим для этой группы содержанием в виде группового мнения. Последнее может принципиально отличаться от общественного, однако процесс его формирования и функционирования все равно будет соподчинен и соотнесен. Специфика группового мнения связана с деятельностью. Так, сфера социально-культурного сервиса накладывает свой отпечаток на содержание групповых процессов, в том числе и на характерные особенности группового мнения.

Признак «общая социальная деятельность» указывает и на то, что малая социальная группа является субъектом конкретного вида социальной деятельности. Гостинично-туристская сфера - один из них. Следовательно, знание и понимание социально-психологических особенностей малой социальной группы выступает непременным условием успешного функционирования всей этой сферы.

2. Наличие поставленной цели совместной деятельности. Любой человек с необходимостью входит в состав какой-либо группы, поскольку имеет свои жизненно важные цели и ценности, которые он не может реализовать в одиночку. Цели групповой деятельности не всегда могут соответствовать целям отдельного члена группы; Но без достижения групповых целей отдельный член группы не сможет достигнуть и личных. Поэтому поведение и деятельность члена группы многовариантны и зависят от соотношения личных и групповых целей. Отсюда следует важное положение для руководителей и управленцев о том, что каждый член группы должен не только и не столько знать групповые цели, сколько психологически их принимать, разделять и стремиться к их реализации как к личным целям. Именно в этом положении кроется отношение каждого члена группы к той деятельности, которую он выполняет в составе группы.

3 Непосредственные личные контакты. Этот признак определяет величину малой группы и специфический вид отношений.

В различных научных источниках предпринята попытка определить величину малой группы, количественный состав которой варьируется от 2 до 50, а иногда и до 100. Такой подход может нарушить необходимые признаки малой группы и привести к ошибкам в анализе, а самое главное - в выборе эффективных методов управления. Например, в крупном гостиничном комплексе весь персонал комплекса вряд ли может быть определен как малая группа, поскольку у каждого работника формируется строго определенный круг лиц, с кем он постоянно вступает в непосредственные контакты, обусловленные как функциональными обязанностями, так и личными отношениями. Если с кем-то и складываются сугубо личные отношения по принципу симпатии, а при этом нет отношений, обусловленных включением в совместную деятельность, то этот человек уже не входит с необходимостью в малую группу.

Итак, малая социальная группа - это, прежде всего, контактная группа, т.е. такая, в которой члены постоянно вступают в контакт. Кроме того, отношения в контактной группе носят не только межличностный характер (по принципу симпатии - антипатии), но и статусно-ролевой, т.е. обусловленный должностным положением и выполнением функциональных обязанностей.

4. Пространственное и временное соприсутствие людей. Как правило, малая социальная группа в гостиничном комплексе образуется в рамках штатного подразделения внутри соответствующих служб (служба приема и размещения, номерной фонд и т.п.). Если создано несколько подразделений, выполняющих однородную деятельность и входящих в одну службу, но разделенных по месту и времени функционирования (разные смены, разные этажи), то в совокупности они уже не образуют малую группу. Например, одна туристическая фирма может состоять из нескольких подразделений, реализующих турпродукт в различных частях города. Если в каждом работает не менее двух человек, то они представляет

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
84 Kb
Скачали:
0