Контрольные работы по «Социальной психологии»: Методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Внушение – это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психологического состояния и побуждений к массовым действиям. Это активное воздействие одного субъекта на другого. Оно осуществляется в основном речью.

3. Убеждение – это социально-психологический механизм общения процесс и результат программно-организованного воздействия. Это система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

4. Подражание – это социально-психологический механизм общения, обеспечивающих воспроизводство одним человеком определенных образов поведения (манера действий, поступков) которые, имеют определенную эмоциональную окраску.

5. Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе; социальные группы; социальную психику или массовые явления психики

Характеристика задач социальной психологии.

Вопросы для закрепления:

1. Что изучает социальная психология как наука?

2. Какие социально-психологические проблемы вышли из философии?

3. Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ. Как иначе можно было бы сформулировать эти проблемы?

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

3. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 600 с.


Тема 2. Методы социальной психологии

План:

1. Методы социальной психологии.

2. Методы социально-психологического исследования:

Практическое задание. Разработать анкету на любую тему для своего учебного заведения.

Методология - это наука о методах и система методов.

Метод - это путь исследования, познания, а также способ получения данных в процессе исследования.

Факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования:

1. Личность экспериментатора. Это его характерологические особенности (манеры держать себя, интонация, способы реагирования на трудности, вопросы и т.д.) А также внешний вид (подтянутость, аккуратность и т.д.)

2. Умение исследователя работать с испытуемым, создавать непринужденную, доверительную атмосферу.

3. Эффект присутствия других (знакомых или незнакомых) может существенно повлиять на результат исследования (эффект фасилитации).

4. Эксперименты бывают открытые и закрытые. В первом случае подробно знакомят с предстоящим исследованием, во втором – чтобы никто не догадался, что изучается или, что уже идет эксперимент.

Методика - это определенная последовательность действий в процессе познания. В основе методики может лежать совокупность используемых в определенной последовательности методов.

Всю совокупность социально-психологических методов можно разбить на следующие группы:

1)  исследования и диагностики;

2)  обработки и интерпретации полученных данных;

3)  коррекции и терапии;

4)  мотивирования и управления;

5)  конструирования и творчества.

К первой группе относятся следующие методы: наблюдение, опрос, изучение и анализ документов, анализ результатов деятельности, тестирование, составление независимых характеристик, экспертная оценка, эксперимент, моделирование.

Методы обработки данных носят статистический характер и связаны с нахождением средних значений, отклонений от средней величины, уровня значимости, достоверности и т.п.

Методы интерпретации позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным, т.е. перевести язык чисел в ходе обработки данных на язык социально-психологических понятий.

Методы коррекции и терапии позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики. Выделяют следующие такие методы: телесной терапии, встреч, терапии, искусством, поведенческого тренинга, психодрамы и т.п.

Методы мотивирования и управления непосредственно связаны с практической деятельностью людей в социальной системе взаимодействия и касаются прежде всего управленческого звена. Они побуждают субъектов к более эффективной и целесообразной деятельности, обеспечивают оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Методы конструирования позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного порядка действий (по заданной совокупности правил). А методы творчества - полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка новых правил функционирования организации, методики обучения персонала и т.п.

Методы социально-психологического исследования:

1. Наблюдение – это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа.

2. Метод изучения документов. Чаще всего этот метод используют как вспомогательный либо на первых

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
240 Kb
Скачали:
0