Конфликты в системе «учитель-ученик», страница 3

1.  Объективные причины;

2.  Субъективные причины;

3.  Способы взаимодействия;

4.  Решение ситуации. Разыграть все формы поведения.

6 вопрос. Конфликт в детской среде – это ситуация столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок, которые появляются у детей в процессе их деятельности и общения и которые с одной стороны мобилизуют морально-психологический потенциал личности, способствуя развитию самосознания, утверждению положительных сторон и преодолению отрицательных черт личности, а с другой стороны могут приводить к фрустрации, вызывать ощущение глубокой подавленности, тяжелые эмоциональные переживания, недовольство собой и окружающими людьми.

Типичные причины возникновения конфликтов в детской среде (старшие школьники)

1.  Несовпадение взглядов на происходящие вокруг события

2.  Неудачные попытки самоутверждения юношей и девушек

3.  Некоторые особенности личности старшеклассников

4.  Неудовлетворенность имеющимся кругом общения

5.  Физический недостаток

6.  Неадекватность поведения старшеклассников

Формы протекания конфликта

1.  Скрытое состояние неудовлетворенности. Выражается в стойкости несогласия с действия ми окружения, в равнодушии, высокомерии, самоизоляции от коллектива.

2.  Пассивный протест. Этот уход в мир фантазий, отвлечение от реальных проблем.

3.  Открытое столкновение (спор, ссора, драка, мстительность, то есть слабое проявление аффекта).

В 10 классе преобладает пассивный протест, скрытое неудовольствие, в 11 классе – открытые столкновения. Конфликты характеризуются скоротечностью, то есть в определенные моменты затухают, вспыхивают, наблюдается изменение направления. Это вызывает эмоциональную усталость участников конфликта. В этот момент они наиболее восприимчивы к мерам педагогического воздействия.

Типы конфликтов

1.  Ценностный конфликт. В основе лежат конкретные противоречия между имеющимися и несовпадающими ценностями. Эти конфликты наиболее легко разрешающиеся если он сложный и затянувшийся, то в него надо вмешаться. Наиболее сложный из них – возникающий из столкновения ценностей усвоенных в разных коллективах. Форма выражения – самоизоляция

2.  Конфликты, возникающие из разного уровня интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Этот конфликт сложный, может быть затяжной, иногда открытый, яркий и быстротечный.

3.  Конфликт слома стереотипа поведения. В основе лежат противоречия между реальным жизненным опытом, старыми привычками, формами поведения и новыми условиями, требованиями к поведению

Это наиболее частые конфликты в среде старшеклассников (45 %).

Чаще всего протекают открыто, существенно влияют на все стороны жизнедеятельности класса. Косвенное педагогическое вмешательство в конфликт.

4.Конфликт мгновенной эмоциональной разрядки. Вспыхивает в условиях неконтролируемого общения. В основе лежат противоречия между нарастающим эмоциональным напряжением и имеющимися навыками торможения. Завершается взрывом и эмоциональной разрядкой.

Наносят ущерб человеку и коллективу. Встречаются часто, быстротечны. После бурного проявления наступает эмоциональная идиллия.

Эти конфликты называются прямым педагогически вмешательством

Позиции учителя по отношению к конфликтерам:

  1. Нейтральная, то есть педагог не замечает конфликта до тех пор, пока это не наносит ущерба его педагогическому мастерству (10 %). Это происходит потому что либо был недостаточный опыт, либо учитель не знает, что делать, либо считает, что в этом ничего страшного нет.
  2. Позиция авторитарного вмешательства в конфликт. Любой конфликт надо подавлять. (49 %)
  3. Позиция рационального вмешательства в конфликт, учителя анализируют ситуацию, вмешиваются в него, идут на разрешение.

Способы вмешательства в конфликт.

1.  Прямые: беседа, коллективные решения, метод взрыва.

2.  Косвенные: анализирование ситуаций, групповые беседы.

Вопросы для закрепления:

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

3. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 600 с