Конфликты в системе «учитель-ученик», страница 2

40 % учеников склонны к скрытому агрессивному противодействию, 26 % - открытое спокойное противодействие, 25 % - скрытое противодействие, 9 % - пассивный протест.

К 1-му склонны

Ко 2-му склонны

К 3-му склонны

К 4-му склонны

22 % юношей и 42 % девушек

28 % юношей и 21 % девушек

33 % юношей и 23 % девушек

17 % юношей и 14 % девушек

Таким образом, юноши более склонны к конфликту, но поделывают его в более спокойной форме. Девушки  идут на конфликт реже, но их проявления более бурные.

4 вопрос. Конфликтный учитель. Это человек доминантный, властный, жесткий, нечувствителен к различного рода ситуациям, самодостойный, то есть, ориентирован на себя, склонен к единоличному принятию решений, авторитарен, на фоне расслабленности, успокоенности и удовлетворенности собой, то есть не очень коммуникабелен, обладает низкой эмоционально-волевой, абстрактно-догматической направленностью интеллекта.

Неконфликтный учитель. Мягкий, недоминантный в общении. Озабочен делами учеников, повышенная восприимчивость, чувствительность к различным ситуациям и отношениям, неудовлетворенность собой, стремление к новому, направлен на группу при принятии решения. Таким образом, он более коммуникабелен, высокая эмоционально-волевая регуляциятель. Мягкий, недоминантный в общениио-догматической направленностью интеллекта.обой, то есть не очень коммуникабелен, облада и практическая направленность интеллекта. Адекватная самооценка.

5 вопрос. С учетом приведенных параметров разрешенности является конструктивным, то есть положительно преобразующим ситуацию, исключающим возможность повторения конфликта и следующий положительный воспитательный эффект.

Если разрешить конфликт можно на какую-то стадию, то это не приведет к успеху, то есть оно будет деструктивно.

Способы разрешения конфликта:

1.  Индивидуальная беседа с учеником.

2.  Привлечение других лиц для разрешения конфликта.

3.  Групповая беседа.

4.  Тренинг или анализ аналогичных ситуаций

Индивидуальная беседа – конфликтный учитель – 28 %, неконфликтный – 56 %, групповая беседа – Конфликт – 12 %, неконфликт – 26 %.

Привлечение других лиц – конфликт – 52 %, неконфликтный – 8 %

Анализ – конфликт – 8 %, неконфликт – 10 %.

Таким образом, конфликтный учитель сам не разрешает конфликт.

Способы разрешения конфликтов понимаются учителем по-разному и в зависимости от содержания, которое вкладывает в него учитель и форма, в которой его принимает. Они могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

Метод индивидуальной беседы – конструктивное разрешение конфликта. Этот метод проводится в следующей форме:

-  Проходит в форме диалога, подразумевая равенство сторон;

-  Начиная беседу, учитель должен иметь собственную гипотезу  о причине возникновения конфликтов, то есть заранее проанализировать ситуацию, продумать варианты течения беседы;

-  Если в конфликте повинен сам учитель, он должен извиниться и объяснить причину своего срыва;

-  Если учитель уверен в своей правоте, необходимо аргументировано обосновать свою позицию. Выслушать и принять во внимание точку зрения ученика, предложить свой вариант урегулирования взаимоотношений, учитывая свои интересы и интересы ученика, подвести к совместному принятию решения, так как это снимет внутреннее напряжение;

-  В процессе беседы проанализировать все ошибки в поведении, допущенные как учителем, так и учеником, определить возможные правильные формы поведения в подобной ситуации.

Метод групповой беседы

Подготовить все варианты:  это может быть диспут.

- ролевая игра и ее обсуждение (ситуация, аналогичная конфликту). Все дети должны иметь возможность высказаться; все обязательно подводится к принятию решения.

По течению, как и в  индивидуальной беседе этой игрой руководит сам учитель.

Если же групповая беседа проводится в качестве судилища, то это деструктивно, так как класс разбился на группировки.

Привлечение других лиц

- совет с опытными педагогами, разобраться и вынести решение. Если другие лица призывают только к наказанию, то конфликт снимается на время, так как почва конфликта невнятна. Иногда к помощи родителей лучше не прибегать.

Анализ аналогий

- проводится в группе, сложно отделить от групповой беседы

Анализировать по схеме: