Рабочая программа дисциплины «Психология семейных отношений» (Содержание курса. Примерные темы курсовых работ)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Проблематика значимых отношений в системе научного знания.

Семинар «Общехристианская модель семьи»

Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»

Раздел 3. «Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества»

Основные понятия:

·  семья,

·  брак.

Основные знания:

·  о закономерностях семейных отношений,

·  метафорические представления о семье.

Представления о семье и изменениях, происходящих в ней в общественном сознании. Понятие «семья» и «брак». Семья и брак в истории общества: качество и количество эволюции семейных отношений в историческом контексте. Семья и брак в истории общества: количественная и качественная эволюция семейных отношений. Нетрадиционные (особые) семи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.

Семинар «Социология культуры и теоретическая типология семьи»

Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Ковалев С.В «Психология современной семьи», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»

Раздел 4. «Характеристика современной семьи

Основные понятия:

·  брачно-семейные отношения,

·  современная модель семьи,

·  аффилиация,

Основные знания:

·  о категориях современной семьи,

·  о формах брачно-семейных отношений,

·  о современной модели семьи.

Основные умения:

·  уметь различать признаки здоровья современной семьи,

·  анализировать «Рисунок семьи».

Различные категории современной семьи и брачно-семейных отношений. Современная модель семьи, ее особенности. Психологически благополучные и неблагополучные семьи. Психологическое здоровье семьи.

Семинар «Психологическое здоровье современной семьи

Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Сатир В. «Как строить себя и свою семью», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»

Раздел 5. «Функционально-ролевая структура семейных отношений»

Основные понятия:

·  функции семьи,

·  хозяйственно-экономическая,

·  репродуктивная,

·  регенеративная,

·  образовательно-воспитательная,

·  реактивная,

·  психотерапевтическая,

·  семейные роли,

·  деформации семейного функционирования.

Основные знания:

·  индивидуальные потребности в браке,

·  многообразие семейных функций,

·  функции семьи,

·  семейные и внутрисемейные роли,

·  деформации семейного функционирования.

Основные умения:

·  разбираться в семейных ролях внутрисемейной ролевой структуре.

Реализация  индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования.

Семинар «Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура»

Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»

Раздел 6. «Детско-родительские отношения»

Основные понятия:

·  пренатальный период,

·  пренатальное материнство,

·  коммуникативный период.

Основные знания:

·  пренатальное материнство,

·  психический риск будущего ребенка,

·  материнство как психологический феномен.

·  Особенности развития материнства в современных условиях,

·  Специфика семейного воспитания,

·  Благополучие ребенка в семье.

Основные умения:

·  диагностировать детско-родительские отношения,

·  выделять условия благополучия ребенка в семье.

До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Становление пренатального материнства: инстинкт материнства, докоммуникативный период, коммуникативный период.

Факторы и условия психического риска для будущего ребенка: стрессы матери во время беременности, страхи матери во время беременности, отрицательное отношение матери к настоящей беременности.

Материнство как психологический феномен. Материнство: врожденное или приобретенное? Формирование материнства. Родительская семья. Взаимодействие с собственной матерью. Игровая деятельность. Няньчание. Взаимодействие с собственным ребенком.

Особенности развития материнства в современных условиях.

Семья как персональная микросреда развития ребенка. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей.

Семейная жизнь и воспитательные функции родителей. Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи. Влияние семьи на развитие ребенка.

Проблема детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье.

Ребенок и семья. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности. Дошкольник в семье. Одаренный ребенок в семье. Ребенок в неполной и смешанной семье. Мальчик в семье.

Соперничество детей в семье. Психологические особенности старшего и младшего ребенка. Влияние родителей на конкурентные отношения детей.

Семинар «Семья как персональная микросреда развития ребенка»

Семинар «Ребенок и семья»,  «Соперничество детей в семье», «Поощрение и наказание в семье». Практическая работа «Диагностика детско-родительских отношений». Круглый стол «Приемный ребенок. Кто он?»

Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Ковалев С.В «Психология современной семьи»,  Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»

Раздел 7. «Особенности семейного консультирования»

Основные понятия:

·  воспитание родителей,

·  модель воспитания,

·  техники семейного консультирования,

·  родительская коррекционная группа,

·  педагогическое просвещение родителей.

Основные знания:

·  о технологии воспитания родителей,

·  о технике семейного консультирования,

·  о методах семейной психотерапии,

·  о современных формах помощи семье,

·  о психологическом просвещении родителей.

Основные умения:

·  проводить диагностику семьи и семейного воспитания,

·  составлять модель коррекционной работы с семьей,

·  разрабатывать сценарий круглого стола,

·  разрабатывать макеты папки-передвижки.

Воспитание родителей, как международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитания собственных детей. Характеристика этого понятия.

Основные концепции и модели воспитания родителей: Адлеровская, учебно-теоретическая, чувственной коммуникации, родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни.

Методы диагностики современной семьи и семейных отношений. Технология проведения.

Техника семейного консультирования. Помощь детям и родителям. Технология консультирования по проблемам: «Здоров или болен ребенок?»,  «Как говорить с ребенком». «Плохая успеваемость», «Несамостоятельность». «Непослушание», «Как относиться к ребенку» и другие.

Семья как объект коррекционного воздействия. Основы коррекционной работы с семьей. Методики коррекции детско-родительских отношений. Основные направления работы с родительской психокоррекционной группой.

Психологическое и педагогическое просвещение родителей. Формы и методы работы. технология проведения.

Семинар:

«Модели помощи современной семье», «Техника семейного консультирования по проблеме», «Помощь детям и родителям из приемной семьи в период адаптации.

Практические занятия:

«Знакомство с отдельными методами диагностики семьи», «Составить модель коррекционной работы с семьей», «Разработать сценарий круглого стола по проблеме», «Разработать макет папки-передвижки по проблеме».

Самостоятельная работа:

«Психологическая помощь и консультирование» под ред. М.К.Тутушкиной, А.А.Осипова «Общая психокоррекция», Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»

Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Психология семейных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
207 Kb
Скачали:
0