Рабочая программа дисциплины "Основы специальной психологии" для специальности "Социальная педагогика" (Содержание учебной дисциплины)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

Основные понятия: специальная психология, дефектология, сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология.

Основные знания: значение специальной психологии для практической работы; предмет, задачи специальной психологии; связь  с другими науками; основные отрасли специальной психологии.

Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности.

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.

Дефектология, как родоначальник специальной психологии. История становления данной науки.

Предмет и задачи специальной психологии.

Основные направления (разделы) специальной психологии.

Тема 1.2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Основные понятия:

статистическая норма, функциональная норма, идеальная норма; факторы психического развития; соматический фактор; социальные факторы; индекс повреждения головного мозга.

Основные знания: представления о нормальном и отклоняющемся развитии; факторы психического развития; механизмы генетических влияний; соматический фактор; индекс повреждения головного мозга; социальные факторы

Понятие статистическая норма, как уровень психосоциального развития человека, соответствующий средним качественным и количественным показателям.

Характеристика функциональной и идеальной нормы.

Факторы психического развития человека. Условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М.Дульневым и А.Р.Лурия.

Взаимосвязь естественного и культурного развития (концепция Л.С.Выготского).

Понятие патогенных факторов, их классификация.

Механизмы генетических влияний.

Соматический фактор, его характеристика. Основные признаки невропатии (по А.А.Захарову).

Индекс повреждения головного мозга.

Социальные факторы риска возникновения недостатков в психическом и личностно-социальном развитии.

Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка.

Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития.

Тема 1.3. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)

Основные понятия:

дизонтогения; первичные, вторичные нарушения развития;

Основные знания:

виды отклоняющегося развития (дизонтогении); возрастная обусловленность дизонтогений.

Основные умения: выделять частные и общие нарушения в развитии.

Дизонтогения  как обозначение различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающее в детском возрасте.

Возрастная обусловленность дизонтогений.

Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия.

Этиология нарушений. Интенсивность и распространенность патологического процесса.

Степень нарушения межфункциональных связей (в частности, межполушарных) и иерархических координаций.

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации (концепция Л.С.Выготского).

Основные виды психического дизонтогенеза.

Семинарское занятие «Частные и общие нарушения в развитии».

Самостоятельная работа студента: Н.Ю.Максимова «Курс лекций по детской патопсихологии».

Тема 1.4. Общие закономерности отклоняющегося развития

Основные понятия: отклоняющееся развитие, абнормальность.

Основные знания: общие закономерности отклоняющегося развития, нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации, нарушение речевого опосредования.

Основные умения: ориентироваться в схеме исследования больных с нарушением психической деятельности.

Концепция Л.С.Выготского об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития.

Уровни закономерностей отклоняющегося развития.

Нарушение письма, переработки, сохранения и использования информации.

Нарушение речевого опосредования. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности.

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Практическая работа «Знакомство со схемой обследования больных с нарушением психической деятельности».

Раздел II. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации

Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка

Тема 2.1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей

Основные понятия: умственная отсталость, деменция, дебильность, имбецильность, идиотия.

Основные знания: предмет и задачи психологии умственно отсталых детей; исторический экскурс; причины умственной отсталости; классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

Психология умственной отсталости как одно из направлений специальной психологии. Задачи данного направления.

Исторический экскурс.

Причины умственной отсталости, ее характеристика.

Деменция как умственная отсталость возникающая в более старшем возрасте.

Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому признаку:

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
215 Kb
Скачали:
0