Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха

Страницы работы

Фрагмент текста работы

дать студентам знания об особенностях развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха; учить устанавливать межпредметные связи; формировать желание работать с данной категорией детей.

План:

1.  Внимание.

2.  Ощущение и восприятие.

3.  Речь.

4.  Память.

5.  Мышление.

1 вопрос. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха ведущим является непроизвольное внимание. Устойчивость внимания к концу дошкольного возраста меняется: от 3 минут до 10 – 12 минут, а при смене задания может быть до 40 минут.

В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатывается устойчивость, распределение, переключение.

У детей с нарушением слуха большее значение имеет зрительный анализатор. Например, считывание с губ требует сосредоточения на лице говорящего. Ежесекундная фиксация движения губ требует напряжения внимания, что приводит к утомлению, потере устойчивости внимания. У детей с данным дефектом наблюдаются трудности с переключением внимания, им больше времени требуется на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

Продуктивность внимания зависит от изобразительных качеств воспринимаемого объекта: чем выразительнее качества, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. При обучении таких детей используют средства наглядности разной степени абстрактности: яркая картина, схемы, таблицы.

Наибольший темп развития произвольности внимания приходится на подростковый возраст (у слышащих оно формируется на 3 – 4 года раньше). Это связано с отставанием в развитии речи. Первоначально произвольность внимания опосредуется общением со взрослым, который использует указательный жест, речевую инструкцию, направленные на необходимый объект. Постепенно ребенок начинает управлять своим поведением на основе самоинструкций (сначала развернутых, с внешними опорами, затем – совершающихся во внутреннем плане). У ребенка с нарушением слуха эти переходы совершаются в более поздние сроки.

2 вопрос. Зрительное восприятие. У детей с нарушенным слухом наблюдается более позднее узнавание предметов. У этих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим (они хуже узнают перевернутые изображения). Зрительному восприятию формы предметов способствует предметно-манипулятивная деятельность при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями. У глухих дошкольников формируется целостный образ предметов, что позволяет складывать разрезные картинки из 2 – 5 частей. Дети 7 – 8 лет без знания какой-либо формы речи плохо различают предметы по форме, дети со знанием речи практически не отличаются от нормально развивающихся сверстников. Это свидетельствует о возможности при специальном обучении формирования осмысленности восприятия.

Глухие дети испытывают трудности при восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности в восприятии предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; они могут не узнать предмет, если он частично закрыт другим.

Необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Кинестетические ощущения и восприятия. Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих по развитию движений. По данным А.А.Венгера, Г.Л. Выгодской, Э.И.Леонгарда 70% таких детей позже срока начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Некоторая неустойчивость, трудности в сохранении равновесия, недостаточная координация движений сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. Трудности сохранения статического равновесия сохраняются и в школьном возрасте. При ходьбе с закрытыми глазами 45 % глухих школьников 12 – 14 лет демонстрируют расстройства равновесия. Для таких детей характерно более медленное овладение двигательными навыками. Потеря слуха создает более сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль способствует выработке четких, плавных движений

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0