Использование мощности локомотивов по условиям сцепления колес с рельсами и нагреванию электрических машин. Влияние режимов вождения поездов на использование электроэнергии или топлива, страница 28

Эксплуатация локомотивов в различных условиях показала, что их надежность зависит не только от своевременных и правильных действий локомотивной бригады в пути следования, но и от их вни­мания к подготовке локомотива к поездке, особенно в зимнее вре­мя. Нередко на электровозах, находящихся в запасе, не осущест­вляют мероприятия по борьбе с инееобразованием. Поэтому при включении нагрузки нарушается нормальная работа тяговых дви­гателей, происходят отключения защиты. Иногда в зимнее время не включают обогрев масла компрессоров, из-за чего они работают до разогрева при недостаточной смазке, что вызывает преждевре­менный выход их из строя. Известны также случаи отказов аппа­ратуры и другого оборудования. Восстановление работоспособно­сти локомотива требует дополнительных затрат.

Сокращение числа отказов локомотивов является важной про­блемой, решение которой в значительной мере зависит от качества работы и деятельности локомотивных бригад. Влияние квалифика­ции локомотивных бригад сказывается на подготовке локомотива к работе, выборе наилучших режимов движения поезда и умении быстро восстанавливать работоспособность локомотива после от­каза. Добросовестный и умелый уход за механическим и электри­ческим оборудованием является залогом надежной работы локо­мотива. Необходимо уметь правильно построить проверку безот­казности локомотива, обеспечивающую минимум затрат времени. Локомотивные бригады, хорошо знающие технику и владеющие практическими навыками, меньше допускают ошибок при опреде­лении места и причин отказа и тратят поэтому мало времени на устранение его последствий.

Анализ причин несвоевременного обнаружения отказов локомо­тивов в пути следования показывает, что у недостаточно квалифи­цированных локомотивных бригад в процессе поиска места и харак­тера отказа создается дефицит времени, который усиливает нервное напряжение, что сказывается на общем выполнении локомотивной бригадой своих прямых обязанностей по управлению движением поезда. Волнение машиниста тем больше, чем меньше объем его технических знаний. Наиболее сосредоточенно и эффективно дей­ствуют в обстановке, при которой нарушается или вовсе прекраща­ется процесс движения поезда, те локомотивные бригады и, в част­ности, машинисты, которые изучили возможные нарушения рабо­тоспособности локомотива на учебных стендах и тренажерах, зна­комы с часто появляющимися отказами локомотива, признаками характеризующими их, хорошо знают способы их практического устранения. Поэтому одной из эффективных мер, направленных на сокращение числа отказов и, следовательно, повышение надежнос­ти локомотивов, является правильно построенная программа тех­нической учебы локомотивных бригад с учетом анализа рациональ­ных режимов вождения поездов и наличия различных поездных ситуаций.

Для повышения качества этой учебы, а следовательно, и техни­ческого обслуживания локомотивов следует организовать обучение локомотивных бригад, и прежде всего машинистов, в группах с примерно одинаковым стажем работы. Для каждой группы надо иметь дифференцированный учебный план, учитывающий специфи­ку ошибок, допущенных на линии именно этой группой машини­стов.

Об эффективности такой организации технической учебы локо­мотивных бригад свидетельствует рис. 42, на котором представле­ны по данным депо Рыбное Московской дороги за 1977—1980 гг. зависимости числа отказов электровозов ВЛ10 Куйбышевской до­роги, приходящихся на одного машиниста, от стажа его работы (1, 2, 3, 4 — соответственно по данным 1977, 1978, 1979 и 1980 гг.). Учитывались только отказы, не устраненные на линии за время простоя больше 10 мин. Из рис. 42 видно, что число неустраненных отказов электровозов, а следовательно, их надежность, существенно зависит от стажа работы машинистов, который в большой степе­ни характеризует их квалификацию. Наибольший рост мастерства машинистов наблюдается в период увеличения их стажа работы

78


до двух лет. Одной из главных причин этого является максимальное стремление каждого вновь назначенного машиниста приобрести необходимые навыки, исполь­зуя Для этого техническую учебу. По мере дальнейшего роста стажа машинистов на­блюдается некоторое увеличение числа не устраненных на линии отказов электро­возов. Это происходит, по-видимому, из-за снижения влияния на мастерство ма­шинистов эффективности их технической учебы и из-за ослабления внимания к ним машинистов-инструкторов. Кроме того, получив необходимые навыки, неко­торые машинисты в дальнейшем не уде­ляют должного внимания повышению своей квалификации.

Подавляющее большинство машинистов успешно повышает свое мастерство, занимаясь по специальным программам в школе передового опыта, работающей в депо.

Сравнение ординат кривых 1 и 2 показывает, что число не уст­раненных за 10 мин отказов электровозов машинистами, имевши­ми в 1977 г. стаж работы один год и прошедшими в 1978 г. техни­ческую учебу по специально составленной для них программе, снизилось более чем на 40%. В последующие годы программа уче-бы была скорректирована с учетом накопленного опыта. Как пока­зывает сравнение ординат кривых 1 и 3, мастерство машинистов значительно возросло по сравнению с 1977 г. и, что очень важно, было на высоком уровне в 1980 г. (кривая 4} при минимальном числе отказов, не устраненных машинистами на линии.

Для обучения локомотивных бригад рациональным приемам вождения поездов, обеспечивающим необходимую надежность локомотивов, целесообразно использовать специальные обучающие машины, для которых составляют различные программы движе­ния поезда, предусматривающие воспроизведение разных поездных ситуаций. Такие машины-тренажеры приучают к самостоятельно­сти действий машинистов, их ответственности за принимаемые ре­шения, качество и объем знаний, необходимых для правильной эксплуатации локомотивов.