Использование мощности локомотивов по условиям сцепления колес с рельсами и нагреванию электрических машин. Влияние режимов вождения поездов на использование электроэнергии или топлива, страница 2

К важнейшим тягово-энергетическим показателям локомотивов относятся масса и скорость поездов (а следовательно и производи­тельность локомотивов), расход электроэнергии или топлива на тягу поездов, коэффициент полезного действия. Эти показатели тесно связаны с пропускной и провозной способностями, участковой скоростью, среднесуточным пробегом и оборотом подвижного со­става, а также потребным парком локомотивов и вагонов для ос­воения объема перевозок. Особое значение имеют масса и скорость поездов, поскольку они определяют наивыгоднейший способ орга­низации перевозок, диктуют требования к технической оснащенно­сти дорог, определяют основные параметры локомотивов, верхнего строения пути, длину станционных путей и т. д. Как правило, оп­тимальные значения массы и скорости поездов следует устанавли­вать таким образом, чтобы обеспечивались минимальные годовые приведенные расходы.

Такие важные результирующие показатели работы дорог, как эксплуатационные расходы, себестоимость перевозок и производи­тельность труда, зависят от степени использования мощности локо­мотивного парка и его тягово-энергетических показателей. Так, в среднем по сети увеличение массы поезда на 1% вызывает сни­жение себестоимости перевозок на 0,2%, что дает экономию" 12 млн. руб. в год.

На Московской дороге, как показывают расчеты, увеличение . массы поезда или технической скорости на 1% обеспечивает повы­шение производительности труда на 0,1 %.

Применение в практике вождения поездов оптимальных режи­мов управления локомотивом позволяет решать весьма важную проблему улучшения использования его мощности путем повыше­ния массы поездов и скоростей движения без значительных капи­таловложений на приобретение новых более мощных локомотивов. Наряду с этим использование рациональных режимов управления локомотивом оказывает определяющее влияние на уровень расхо­дования топливно-энергетических ресурсов.

Обычно стремление к максимальному использованию мощности локомотивов означает реализацию максимальных значений силы тяги. Оптимальное регулирование силы тяги представляет собой главную цель и содержание рациональных режимов вождения по­ездов.

Наиболее универсальным показателем использования локомо­тивного парка является производительность локомотивов. Но этот показатель характеризует использование локомотивного парка лишь по времени и недостаточно объективно, а также не полностью учи­тывает использование мощности. В настоящее время отсутствуют объективные показатели, которые характеризовали бы использова­ние тяговых качеств локомотива. Многолетние исследования пока успехом не завершились вследствие трудностей определения и нор­мирования показателя использования мощности локомотивов.

Условия работы локомотива характеризуются непрерывным изменением силы тяги и скорости движения. Такой режим работы локомотива вызывается непрерывным изменением профиля и плана пути, различным уровнем допускаемых скоростей, а также необхо­димостью остановок поездов на раздельных пунктах.

Кроме того, мощность локомотивов непостоянна при различных скоростях, что определяется формой тяговых характеристик. Осо­бенно меняется мощность электрических машин локомотивов в за­висимости от реализуемой скорости.

Все эти. обстоятельства делают возможной реализацию весьма разнообразных режимов управления локомотивом, при которых могут иметь место различные уровни использования мощности. Отсутствие обоснованных критериев делает невозможной объектив­ную оценку степени использования мощности локомотива в различ­ных условиях эксплуатации.

Нормативы, характеризующие эксплуатацию локомотивов (мас­са поездов и время их хода по перегону), определяют на основе тяговых расчетов. Однако установленные графиком движения поездов нормативы могут несколько отличаться от расчетных в связи с унификацией масс поездов по направлениям, округлением масс и  времен хода поездов и по другим причинам. Тем не менее эти нормативы носят директивный характер, и на них может быть ос­нован критерий, определяющий степень использования мощности локомотива в конкретных условиях (руководящий подъем, уровень допускаемых скоростей, тип и серия локомотива и др.).

Использование мощности локомотива принято оценивать по производительности, подсчитываемой исходя из среднего значения массы поезда и выполненного пробега. В скрытой форме произво­дительность включает в себя среднее значение скорости движения поезда. Эффективное использование мощности, соответствующее наибольшей производительности локомотива, может быть достиг­нуто только в случае соответствия эксплуатационных возможно­стей локомотива техническому состоянию всех элементов дороги и оптимального руководства организацией перевозочного процесса.

Расчетные массы поездов определяют в соответствии с Прави­лами тяговых расчетов для поездной работы (ПТР) применительно к движению поезда по затяжному расчетному подъему с устано­вившейся скоростью. Если скорость не достигает установившегося значения, расчет ведут с учетом использования кинетической энергии, накопленной поездом при движении по предыдущим элементам профиля.

Необходимость тщательного учета всех факторов, связанных с установлением нормы массы поезда, определяется тем, что зани­жение ее приводит к недоиспользованию тяговых качеств локомо­тива и, как следствие, к ухудшению тягово-энергетических, эксплуа­тационных и экономических показателей. С другой стороны, ее завышение вызывает снижение эксплуатационной надежности ло­комотивов и приводит к неудовлетворительному выполнению гра­фика движения поездов. Всякое отклонение масс поезда от опти­мальных значений (наивыгоднейших в технико-экономическом от­ношении) невыгодно.

Современные условия работы железнодорожного транспорта характеризуются применением локомотивов большой единичной мощности, поэтому нормы масс поездов определяются  не только ограничениями по сцеплению или нагреванию, а и полезной длиной станционных путей и погонной нагрузкой. Наблюдается стремление унифицировать нормы масс поездов по целым направлениям. В свя­зи с этим еще большее значение приобретают реализуемые скоро­сти и режим управления локомотивом.