Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

отличают родителей, но могут испытывать страх перед одним из них, могут ударить или укусить, делают все назло. Они не стремятся понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама», «папа» могут появляться позже других и могут не соотноситься с родителями. Асе это является показателем аутизма – снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У детей крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.

К Лебединская и выделяют три группы страхов:

1)  типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, ситуационно обусловленные страхи после испуга);

2)  обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых приборов, природных шумов, чужих людей, незнакомых мест);

3)  неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания.

Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. Чувство страха, сохраняющееся годами, определяет стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, приобретению ритуалов. Малейшие перемены вызывают бурные аффективные реакции. Это явление получило название «феномен тождества».

Говоря об особенностях поведения при РДА разной степени, характеризует детей 1-й группы как не допускающих до себя переживания страха, реагирующих уходом на любое воздействие большой интенсивности.

 В отличие от них дети 2-й группы практически всегда пребывают в состоянии страха. Это отражается в их внешнем облике и поведении: движения их напряжены, застывшая мимика лица, внезапный крик. Локальные страхи могут вызываться некоей опасностью. Особенностью страхов является их жесткая фиксация – они остаются актуальными на протяжении многих лет и конкретная причина страхов определяется далеко не всегда.

У детей 3-й группы причины страхов определяются достаточно легко, они как бы лежат на поверхности. Дети постоянно говорят о них, включают их в свои вербальные фантазии. Тенденция к овладению опасной ситуацией часто проявляется у детей в фиксации отрицательных переживаний из собственного опыта, читаемых ими книг, особенно сказок. При этом ребенок застревает не только на страшных образах, но и на отдельных аффективных деталях.

Дети 4-й группы пугливы, тормозимы, неуверенны в себе. Для них характерна генерализованная тревога, особенно возрастающая в новых ситуациях, при необходимости выхода за рамки стереотипных форм контакта, при повышению требований к ним. Наиболее характерными являются страхи «быть плохим», не оправдать ожидания мамы.

Наряду с перечисленными у детей наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, они не умеют сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. Все это не способствует формированию адекватных социальных, нравственных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо» применительно к ситуации общения.

2 вопрос. Активные формы познания начинают появляться у нормально развивающихся детей после 6 мес. Именно с этого возраста дети с РДА становятся наиболее заметны, при этом одни из них проявляют общую вялость, бездеятельность, а другие повышенную активность: из привлекают звук, цвет, движение. Манипуляции с ними имеют стереотипно повторяющийся характер. Дети не пытаются изучить предметы, усвоить предметные действия, поэтому действия по самообслуживанию формируются у них медленно и, даже будучи сформированными, могут вызвать протест при попытке стимулирования к их использования.

Игра. Дети игнорируют игрушки, рассматривают их без стремления

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
0