Предмет, задачи и методы специальной психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Основы специальной психологии.

Раздел 1. Общие проблемы специальной психологии.

Тема: Предмет, задачи и методы специальной психологии.

Цель: дать студентам знания по данному предмету; учить устанавливать межпредметные связи с общей и возрастной психологией; воспитывать любовь к будущей профессии.

План:

1. Введение в предмет.

2. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.

3. Общие и специфические закономерности психического развития.

4. Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.

1 вопрос. Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для школьных психологов.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Однако хорошо известно, что не все дети получают специальную коррекционно-педагогическую помощь. По данным исследований, проведенных в отдельных регионах нашей страны, этот показатель составляет около 3 % от общего числа детей.

Процентный состав детей с недостатками развития, получающих специальную коррекционную помощь, в общей популяции детей школьного возраста по данным, опубликованным в 1987 г., выглядит следующим образом:

дети с трудностями в обучении (задержка психического развития) - 4,57 %; с недостатками речи - 2,86 %; умственно отсталые - 1,84%; с эмоциональными нарушениями - 0,91 %; слабослышащие и глухие - 0,18 %; с недостатками моторики - 0,14%; с ослабленным здоровьем - 0,13 %; слепые и слабовидящие - 0,07 %; с множественными (сложными) дефектами - 0,07%.

Таким образом, около 11 % детей школьного возраста имеют различные недостатки развития. Это примерно в 2,5 раза превышает процент детей, получающих специальную педагогическую помощь в России.

В 1995 г. обследовано 118 712 детей. Среди них частота задержки психического развития составила 8,21 %, а частота умственной отсталости - 3,16 %. В 2000 г. исследованием было охвачено 112 560 детей, среди которых распространенность этих нарушений развития оказалась более высокой: 9,85 и 3,41 % соответственно.

Таким образом, на начальном этапе обучения в каждом классе может быть в среднем 2 - 3 ребенка, имеющих, как принято ныне говорить, особые образовательные потребности, т.е. нуждающихся в специальной педагогической поддержке, специальном обучении, которое должен осуществлять в большем или меньшем объеме специалист-дефектолог определенного профиля. Каждый учитель начальных классов сталкивался с такими детьми в своей повседневной работе, иногда не имея достаточных знаний ни о них, ни о том, чему и как их надо учить.

В.В.Лебединский, Г.Е.Сухарева, Л.Каннер, В.В.Ковалев выделяют шесть типов дизонтогенеза (характер нарушений

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
107 Kb
Скачали:
0