Социально-педагогические технологии работы с осужденными в исправительном учреждении

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методика и технология работы социального педагога

Тема: «Социально-педагогические технологии работы с осужденными в исправительном учреждении»

Преступность во все времена расценивалась как социальное зло, и никогда не ставилась под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений. На протяжении веков и тысячелетий самым распространенным реагированием со стороны государства на преступность являлась смертная казнь. Гуманизация общественных отношений породила такой вид уголовного наказания, как лишение свободы.

В нашей стране исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в исправительных учреждениях, к которым относятся исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения. Основным видом исправительных учреждений являются исправительные колонии, в которых отбывают наказание более 90 % общего числа осужденных к лишению свободы.

Уже само название этих учреждений – «исправительные» – отражает главную цель пребывания в них людей, совершивших преступление – их исправление.Данная цель продиктована прежде всего социальными мотивами, а именно потребностями общества в безопасных условиях жизнедеятельности, реальной возможности реализации прав и свобод личности. Однако социальный аспект преступности неизбежно выдвигает и педагогическую проблему – воспитания человека, совершившего преступление. А поскольку преступление является наиболее негативным типом асоциального поведения, суть этого воспитания заключается в изменении социально-нравственных ориентаций и установок человека, усвоении им одобряемых обществом ценностей, что в конечном итоге способствует его более успешной социализации.

Это обусловливает социально-педагогический характер воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Особенностью этой работы является то, что она осуществляется коллективным субъектом – всеми сотрудниками исправительного учреждения, как непосредственно занимающиеся воспитательной работой, так и осуществляющими другие функции, обеспечивающие жизнедеятельность учреждения.

Необходимость концентрации усилий субъектов воспитательной работы в исправительных учреждениях, оптимизации их деятельности, определения системы воспитательных алгоритмов ставит задачу технологизации всего исправительного процесса, иначе говоря, – задачу разработки социально-педагогических технологий, обеспечивающих наиболее эффективное исправление осужденных.

Технология отличается предсказуемостью и воспроизводимостью результатов деятельности. Воспитатель может добиться в своей практической работе значительных успехов на основе индивидуального мастерства, таланта, интуиции, однако если вся его деятельность будет основана только на собственной индивидуальности, то с уходом такого человека может рухнуть вся его система воспитания. Технология же, основанная на точных характеристиках и механизмах воспитательных процессов, обобщающая хорошо известные, апробированные, обоснованные, не вызывающие сомнения факты, обеспечивает ее относительную независимость от индивидуальности субъекта, а значит и преемственность в деятельности субъектов.

Конечно, в настоящее время еще рано говорить о полной технологизации процесса воспитания человека, в том числе и исправления осужденных, для этого недостаточно изучена его психология, педагогические, психологические и другие средства, способные эффективно изменять человеческую природу в лучшую сторону. Поэтому, для того чтобы выстроить технологическую цепочку воспитательных действий исправительного учреждения, прежде всего, необходимо ответить на вопросы: что такое исправление осужденных и каковы средства его достижения.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), вступивший в действие с 1 июля 1997 г., провозгласил целями уголовно-исполнительного законодательства исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).

Очевидно, что цель исправления является доминирующей по отношению к предупреждению совершения новых преступлений, так как при достижении цели исправления осужденных одновременно достигается и цель предотвращения совершения ими новых преступлений. Под «иными лицами» следует понимать тех, кто не совершал преступлений и не осуждался, но сам факт наличия и применения уголовных наказаний является для них сдерживающим, т.е. не позволяет совершать преступления.

Подобный подход к уголовным наказаниям не является новым и продиктован лишь здравым смыслом и логикой педагогического воздействия на поведение человека.

Исправление является не только целью уголовно-исполнительного законодательства, но и важнейшей социально-педагогической категорией, без правильного понимания которой невозможно достижение исправления как цели. Иными словами, для того чтобы чего-нибудь достичь, нужно понимать, чего конкретно необходимо достигать.

В этой связи необходимо проанализировать юридическое толкование цели

Похожие материалы

Информация о работе