Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалиста в учреждениях среднего профессионального образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА  В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из наиболее важных проблем обучения в современном среднем профессиональном образовательном учреждении является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды.

Студенты нового набора сталкиваются с различными проблемами – от большой учебной загруженности и неумения правильно распределять время и усваивать материал на нужном уровне до отсутствия психологического и бытового комфорта в студенческих общежитиях, так же возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании «образа Я».

Поэтому им необходимо оказывать действенную помощь в случаях возникновения тех или иных трудностей. В АСК (ф) Сах ГУ разработана программа психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалиста, которая осуществляется в совместной работе администрации колледжа, классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога.

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалиста - это непрерывная система содействия молодёжи со стороны социально - психологических и педагогических работников учреждения, направленная на создание условий для успешного профессионального самоопределения. В соответствии с индивидуальными возможностями, способностями, интересами студентов,  для адаптации к требованиям учебного заведения и профессиональной деятельности; на проектирование себя в профессии, развитие профессионально важных качеств личности; на закрепляемость выпускников в условиях образовательного процесса и производства.

В   этот   период   на   личностном   и   межличностном   уровнях   возникают   следующие проблемы:

·  Проблема самосознания;

·  Проблема личностного роста;

·  Неадекватный уровень притязаний;

·  Несформированность потребностей;

·  Несовпадение учебных и профессиональных интересов;

Подготовка юношей и девушек к самоопределению требует переосмысления практики организации адаптационной работы педагогического коллектива, в которой бы отражались возможности управляемого перехода с одного уровня профессионального развития на другой, на основе преемственности при переходе из школы в учреждения профессионального образования и самостоятельную трудовую деятельность.

Суть психолого-педагогического сопровождения подготовки специалиста состоит в том,   чтобы   помочь  студентам   преодолеть   возникшие  препятствия,  ориентируясь  на имеющиеся у них реальные и потенциальные возможности и способности.

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя этапы:

1 курс - первичная адаптация - переход из школы в систему СПО;

- Психолого-педагогическая адаптация студентов к условиям образовательного учреждения;

-  Самопознание и самоорганизация деятельности;

2 курс - формирование профессиональных качеств и направленности личности студента;

-  Способность к самоопределению;

-  Развитие творческих способностей студентов;

3 курс - окончание учебного заведения и вхождение в трудовую деятельность;

- Формирование готовности к профессиональной деятельности;

-  Саморазвитие личности;

Структура программы:

1. Информационно-познавательные компетентности.

2.Социальная, профессиональная, коммуникативная и управленческая компетентности.

3. Духовно-нравственная, правовая компетентности.

4. Эколого-валеологические компетентности.

5. Эстетические компетентности. 

Со студентами в колледже ведется спланированная и системная работа в рамках программы. Одним из составляющих является деятельность социального педагога, которая строит свою работу по следующим социальным направлениям:

1.  Диагностическая

2.  Коррекционно-развивающая работа

3.  Просветительская

4.  Работа со студентами группы риска

5.  Работа со студентами, находящимися на государственном обеспечении

В начале учебного года проводится индивидуальная углубленная психодиагностика. На первом этапе  применяются тесты-опросники, позволяющие провести всестороннее исследование личности студента. Кроме того, с помощью данных тестов выявляются трудности, встающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успеваемость студентов. Результаты диагностики и рекомендации отражаются в картах психолого-медико-социального сопровождения,  которые заведены на каждого студента. Работа с картами позволяет педагогам правильно выстраивать индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития студента.

Для первичной адаптации студентов одно из основных направлений  социального педагога это коррекционно-развивающая работа. В течение учебного года систематически проводятся часы социального педагога основной целью, которых является знакомство, развитие навыков самопрезентации, умения общаться и находить конструктивный выход в стрессовых ситуациях.  Для проведения занятий  создана благоприятная и располагающая к общению обстановка.

В просветительском направлении социальный педагог использует выпуск информационных брошюр, презентации, профилактические беседы, акции по пропаганде ЗОЖ. Проводятся встречи с представителями ЗАГСА, ИДН, медицинскими работниками.

Одним из основных направлений  социального педагога это работа со студентами  находящимися на полном государственном обеспечении. Со студентами данной категории в колледже ведется  спланированная и системная работа. Основной деятельностью в работе социального педагога является, помощь

Похожие материалы

Информация о работе