Работа социального педагога с одаренными детьми

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методика и технология работы социального педагога»

Тема: «Работа социального педагога с одаренными детьми»

План:

1. Психофизиологические особенности одаренных детей

2. Одаренный ребенок в семье

3. Методы работы социального педагога с одаренными детьми

1 вопрос. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одаренность:

o  социальную, иначе лидерскую;

o  художественную – музыкальную, изобразительную, сценическую;

o  психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;

o  академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;

o  интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;

o  творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).

Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

В этих школах учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка, где ему должны быть поставлены сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа педагога в такой школе – сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного, мышления преодолевать барьер зазнайства.

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:

o  фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;

o  лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;

o  скромников – детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;

o  невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;

o  чудаков или странных – спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.

В школах, где не уделяется никакого или мизерное внимание исключительным талантам, одаренные дети функционируют с большим или меньшим успехом на одном  из четырех уровней, описанных А.Маслоу:

На первом уровне – выживание – ребенок лишь физически присутствует

Похожие материалы

Информация о работе