Психологические типы личности. Сенсорные системы восприятия. Типичные искажения представлений о другом человеке

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

человека аудиального типа это не произведет особого впечатления. Скорее всего, он потребует, чтобы вы все объяснили ему ясно и просто.

Если к визуалу подойти очень близко и слишком быстро, он будет чувствовать напряжение. Кинестетик, наоборот, сочтет, что вы холодны и нечувствительны, если вы сядете или встанете слишком далеко и не будете притрагиваться к нему. Поэтому, если быстро приближаться и прикасаться к визуальному человеку и встать далеко от кинестетика, можно потерять контакт и не достичь взаимопонимания.

Чтобы лучше понимать друг друга, целесообразно применять процедуру перевода систем представления, т.е. выражать конкретные идеи с помощью средств различных сенсорных систем. Например: «Уютный, как пуховое одеяло...» (К), «Уютный, как красиво обставленная комната...» (В), «Уютный, как знакомое название...» (А).

Очень часто люди не соглашаются не с идеей своего собеседника как таковой, а с формой ее выражения. Как только идея переводится на язык их собственной системы представления, они соглашаются с нею. К примеру, у руководителя доминантной является визуальная система, поэтому он требует от своих подчиненных письменных отчетов, докладных записок, заявлений и т.д. Подчиненные же, предпочитающие аудиальную систему, склонны давать устные объяснения своих действий. И пока начальник и подчиненный не найдут общего языка, им трудно прийти к согласию.

3 вопрос. Типичные искажения представлений о другом человеке.

В процессе делового общения происходит восприятие собеседников друг другом, создается впечатление о партнере, которое может оказать решающее влияние на установление контакта с ним, на дальнейшие взаимоотношения. Причем следует учитывать, что общаться приходится с людьми, которых мы видим первый раз, и с людьми, хорошо нам знакомыми.

Восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, групп, социальных общностей называется социальной перцепцией, т.е. социальным восприятием.

Термин «социальное восприятие» ввел американский психолог Дж. Брунер, который обратил внимание на социальную обусловленность восприятия, его зависимость не только от личностных характеристик воспринимающего субъекта, но и от его прошлого опыта, профессиональной деятельности, целей и намерений, значимости события и т.д.

Психологи отмечают качественное отличие восприятия социальных объектов, т.е. восприятие людьми друг друга, от восприятия неодушевленных предметов.

Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту и стремится создать благоприятное представление о себе.

Во-вторых, в процессе социального восприятия большое значение придается осмыслению объекта восприятия, его оценке, определению причин того или иного его поведения, что нередко оказывается ошибочным и вызывает проблемы во взаимопонимании.

В третьих, при восприятии социальных объектов большую роль играет эмоциональное состояние воспринимающего субъекта, его деловые и личные интересы, мотивы деятельности.

Значительное место в социальной перцепции занимает и исследование межличностного восприятия (восприятие, понимание и оценка человека человеком) и межгруппового восприятия (субъектом и объектом восприятия выступают социальные группы или общности), а также механизмов, приводящих к искажению представлений о другом человеке, мешающих правильной оценке партнеров по общению и их взаимопониманию, что существенно снижает эффективность деловой  коммуникации.

Рассмотрим наиболее типичные искажения в процессе социального восприятия.

Эффект ореола. Общее оценочное впечатление о человеке переносится на восприятие его поступков и личностных качеств. Например, если первое впечатление о человеке было благоприятным, то и в дальнейшем его поведение, поступки и дела получают положительную оценку, а недостатки и промахи порой не замечаются или недооцениваются. Напротив, если первое впечатление было отрицательным, то в последующем даже его положительные поступки оцениваются отрицательно.

С действием эффекта ореола психологи связывают целый ряд характерных ошибок восприятия, которые возникают в процессе общения и приводят к неверной оценке партнера.

Одна из таких ошибок называется «фактор превосходства». Суть ее заключается в том, что мы оцениваем более высоко человека, превосходящего нас в каком-либо значимом отношении (социальный статус, должностное положение, интеллектуальный уровень и т.п.), и недооцениваем человека, которого в чем-то превосходим.

В этом плане интерес представляет эксперимент, проведенный зарубежными

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
125 Kb
Скачали:
0